Foto: Первый канал
Братьев Ивана (Яниса) и Николая Яблонских судьба развела по разным странам. После развала Союза они не общались почти 30 лет, пока один не заболел, а дом другого не оказался в зоне военных действий. Семью воссоединил латвийский волонтер передачи "Жди меня" Мартиньш Зиебергс. Портал Delfi пообщался с родственниками и узнал, как живется в непризнанной Луганской народной республике.

В советское время семью Яблонских из западной Беларуси разбросало по разным концам Советского союза. Пока билеты на поезда-самолеты были копеечными, отпуска гарантированными, а границы условными — общались, в гости друг к другу ездили, свадьбы всей семьей праздновали. Как Союз развалился, братья Николай и Иван оказались в разных странах: один стал Миколой в Луганской области Украины, другой — Янисом в Баусском районе Латвии. В голодных 90-х после смены адресов братья окончательно потеряли друг друга из виду.

Вспомнили о родне почти одновременно, когда стало одиноко (дети выросли и разъехались), к тому же оба попали в беду: Николай оказался в зоне военных действий на востоке Украины, Иван тяжело заболел. Первый стал искать брата в интернете (увы, оказалось, что брат его не столь продвинут в технологиях), а жена Ивана-Яниса Дзинтра, страстная поклонница передачи "Жди меня", обратилась за помощью к латвийскому волонтеру-поисковику Мартиньшу Зиебергсу, который разместил объявления всюду, в том числе и на портале Delfi. И вот однажды в квартире Ивана (Яниса) прозвучал телефонный звонок…

"Как мы радовались и плакали от счастья!" — вспоминает Дзинтра, жена Ивана-Яниса. По ее мнению, лучшего лекарства ни один врач не придумал, муж буквально ожил, услышав по телефону бодрый голос брата. И если жизнь Ивана в Латвии протекает в целом тихо-мирно — он 52 года проработал на одном предприятии мелиоратором и вышел на пенсию, то Николаю было что рассказать. Последние два года его семье приходится проявлять чудеса выживания.

Foto: http://www.odnoklassniki.ru/feed
Портрет Николая Яблонского на портале odnoklassniki.ru. К сожалению, обещанный портрет с братом Иваном ему найти не удалось.

Как и его отец, и большинство жителей Донбасса, Николай работал в угольных шахтах города Ровеньки (30 км от Луганска) — монтировал подземное оборудование шахт: конвейеры, подстанции, лифты и т.д. Труд тяжелый и опасный, но Николаю до пенсии удалось добраться целым-невредимым, в то время как многие его товарищи поплатились за профессию жизнью или стали навсегда калеками. Только Николай думал расслабиться на заслуженной пенсии, как грянула война…

"Вот скажите, за что нам это? Мы обычные простые люди, ни в чем не виноваты… — не скрывает возмущения Николай. — В итоге работы не стало, денег не стало — все отсюда побежали, особенно молодежь. Кто в Россию, а кто на Украину. Позже многие вернулись, поняв, что ни на Украине, ни в России их никто не ждет". Сыновья-близнецы Николая тоже уехали в погоне за лучшей жизнью: один перебрался в Воронеж, другой — на Западную Украину. С отцом остались лишь женщины — дочь, жена да мама-инвалид, 87 лет, на костылях.

Николай утверждает, что время от времени стреляют до сих пор. Все больше — с самолетов. "Им осведомители звонят и говорят, что там-то стоят зенитные установки — они и палят, — недоумевает он. — А какие тут установки?! У нас тут обогатительная фабрика неподалеку, на ней бульдозеры — по ним и палят. Смех! Лично я никаких российских войск тут не встречал — все свои. То же казачество было тут и при Советском союзе. Традиции такие — нарядятся и ходят-бродят. Танки ездят, да, ополченские — дорога-то одна. У меня вот сосед в ополчение ушел — так у него сына убили, он с горя и пошел".

Человек способен привыкнуть ко всему, говорит Николай. В том числе, и к войне. В погребе всегда стоит дежурный чемодан со всем необходимым и раскладушки. Чуть самолеты летать начинают — дочку с мамой отправляет в подполье. "А мы с соседом уже давно никуда не прячемся. Стоим на огороде и смотрим — смешно прятаться, непонятно, от кого — от людей, что ли?", — рассказывает Николай.

Между тем, вопрос выживания в этом регионе — совсем не праздный. С июля 2014 года по март 2015 года пенсии семье Николая не выплачивались вообще. "Как жили? Да как все — на "закрывачках", — смеется Николай. — Мы с 90-х привыкли запасаться продуктами на годы вперед. Сейчас тоже жировать не приходится: скажем, в России минимальная пенсия 8000 рублей, у нас — 2000, а цены — те же, продукты-то все российские. Хорошо, недавно восстановили разбомбленную луганскую птицефабрику — теперь свою курятину и колбасы едим".

Совсем печальная ситуация с медикаментами. "Некоторых нет вообще, — признает Николай. — Я тут народной медициной с горя занялся, научился маму травами лечить. Например, врач прописал ей немецкий "Эскузан" (Aescusan), а я прочитал, что туда входит настойка каштана. Каштан у нас растет — собираю его, настаиваю — маме даю. Ну а что делать?"

От Ровеньков до российской границы — 30 км. Въезд в Россию свободный. В другую сторону — нужен пропуск, несмотря на то, что Николай — гражданин Украины. "Я паспорт не менял, — рассказывает он. — Знаю, что молодежи выдают новые паспорта ЛНР, а куда с ними потом? Россия, говорят, принимает, а больше — нигде".

На вопрос, под какой юрисдикцией в итоге хотел бы оказаться Николай, он отвечает: "Да кто нас будет спрашивать! Думаю, России мы не нужны. Но, вообще-то, простым людям — им все равно куда, лишь бы все успокоилось и не дергали. Нам и так трудно выживать. Скорей бы уж политики как-то договорились между собой. А то на Украине говорят одно, в России — другое, а мы никому уже не верим".

Конечно, браться мечтали бы хоть разок свидеться, но пока политики не могут найти общий язык, ценное время и здоровье уходят. И тут уже никакой Мартиньш Зиебергс не поможет.

Мартиньш Зиебергс — латвийский волонтер известной на постсоветском пространстве телепередачи "Жди меня" российского Первого канала. За четыре года своей добровольной деятельности Зиебергсу удалось найти более 670 человек, которых потеряли их родственники, друзья, знакомые, сослуживцы.

О своем необычном и полезном деле Мартиньш уже рассказывал DELFI, и с декабря 2014 года на портале регулярно размещаются списки с именами тех, кого хотят найти близкие. Свежий июньский список Зиебергса можно прочесть здесь.

Благодаря ему, кому-то снова удастся найти близких и родных людей. В случае если вам известна какая-то информация о местонахождении этих людей, волонтер "Жди меня" Мартиньш Зиебергс просит звонить ему по телефону +371 29 923 833 или писать эл. письма на адрес: martins.ziebergs@inbox.lv . Просьба для тех, кто не хочет встречаться со своими близкими, также звонить и сообщать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!