Foto: PantherMedia/Scanpix
Государственная канцелярия Латвии призывает к радикальным реформам, которые должны вытащить систему госуправления из затяжного пике. Об этом на этой неделе рассказал директор Госканцелярии Мартиньш Криевиньш, а подготовленный его ведомством план лег на стол комиссии Сейма по государственному управлению и делам самоуправлений. Портал Delfi изучил план реформы, чтобы пересказать основные моменты.

План Государственной канцелярии касается далеко не всех, кого обычные жители привычно называют обобщенно "бюджетниками". Он распространяется на лишь немногим более 60 тысяч человек, работающих в 178 учреждениях. Это менее четверти всех, кто занят в общественном секторе, менее 7% от всех работающих в стране.

Во-первых, предложено поднять зарплаты в государственных учреждениях до 80% от зарплат в частном секторе. Это значит, что руководители и специалисты высшей категории смогут получать до 5000 евро "грязными".

Во-вторых, это повышение зарплат будет обеспечено за счет сокращения числа сотрудников на 7-12%, то есть работу потеряют до 7000 человек и "человек". По замыслу Госканцелярии, сокращение во многом будет произведено за счет ликвидации "вечно вакантных" мест — таковых порядка 3000.

В-третьих, планируется постепенно централизовать все обслуживающие государственное управление функции. В первую очередь это касается бухгалтерии и IT. Соответственно, часть сотрудников там также потеряет работу. Хотя можно предположить, что скорее всего сокращение пойдет по пути запрета на найм новых людей взамен ушедших и "ротацию" кадров между разными учреждениями.

В-четвертых, все государственные учреждения должны будут ежегодно снижать расходы как минимум на 2%. Половина сэкономленного останется в их распоряжении, вторая половина будет тратиться на развитие информационных систем, которые позволят а)сделать работу оставшихся после сокращения более эффективной; б)децентрализовать многие услуги, например, ту же бухгалтерию.

По словам директора Госканцелярии, в сфере госуправления не было серьезных перемен уже как минимум шесть лет подряд, с момента финансового кризиса. Число сотрудников непрерывно падало, работы становилось больше, но зарплата расти не спешила. Сегодня средневзвешенная зарплата в государственных учреждениях составляет 797 евро в месяц, однако у 40% служащих она меньше этого значения.

Зарплата руководителей и специалистов высокого класса составляет в среднем лишь 36% от аналогичных должностей в частном секторе. Такая гигантская разница делает миссию привлечения в госаппарат талантливых и способных людей воистину невыполнимой.

При этом количество работы у госслужащих в Латвии постоянно растет, так как их становится меньше, а работы — не в последнюю очередь благодаря структурам ЕС — все больше. По словам Криевиньша, проблема "выгорания" в госуправлении — реальная и даже острая.

Общественное мнение, рассуждающее об "армии бесполезных чиновников" не подтверждается цифрами. С одной стороны — да, можно уверенно говорить, что кризис ударил по государственному управлению не так больно, как по частному сектору и "история успеха" в меньшей степени коснулась тех, кто ее спланировал и реализовал.

С другой стороны, с 2007 года число госслужащих в стране сократилось на 20 000 человек, да и процент занятых в госуправлении по отношению к числу работающих латвийцев постепенно снижается. В 2016 году она опустилась до 6,96%.

На фоне ЕС Латвия также выглядит середнячком. Конечно, есть к чему стремиться, если смотреть на лидеров. Но на фоне соседей мы смотримся нормально. У "Евростата" своя методика подсчета числа госслужащих и Латвии он приписывает меньший процент, чем наше ЦСУ. Однако даже если предположить, что доля госсслужащих в стране составляет 7%, то окажется, что у нас среднее в ЕС значение — не больше, и не меньше.

Но количество — это еще не все. Важна эффективность. По оценке Всемирного банка с эффективностью у Латвии на фоне соседей все не так уж и плохо. Ниже среднего уровня стран, входящих в ОЭСР, но не катастрофически ниже. Главное — есть рост.

Если эта реформа провалится, Госканцелярия предлагает забыть ее, как страшный сон, и придумать новую реформу.

"Сингапур и Великобритания, которые считаются странами с удачными системами государственного управления, неустанно экспериментировали. Они не боялись делать несколько попыток в поисках правильного решения", — считает Мартиньш Криевиньш.

"За" то, что реформы назрели, говорит отсутствие изменений на протяжении последних семи лет и тот факт, что хотя в конце прошлого года большая часть латвийцев оценивали опыт общения с чиновниками как "удовлетворительный" и "хороший", большинство одновременно считает карьеру в государственном управлении стыдной и бесперспективной. И это говорим не мы, а директор Государственной канцелярии. Можно ли делать хорошо свою работу, если большая часть тех, ради кого ты ее делаешь, считает тебя неприятной личностью?

Поэтому доводов "против" реформ, кажется, нет. Хуже в любом случае не будет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!