Foto: Publicitātes foto
Образ жизни и обеспечение глав государств — это постоянная тема дискуссий в демократических странах. Интерес латвийского общества к т.н. "квартире Валдиса Затлерса", то есть государственном имуществе, которое покупается или берется в аренду для нужд экс-президента, вполне понятен и обоснован. Налогоплательщики должны знать, как и насколько разумно тратятся их средства.

Важность такой информации и дискуссий для демократии и хорошего управления лучше всего оценивать в сравнении. В Москве только что опубликован доклад о стиле жизни и "обеспечении труда" президента Владимира Путина, который наверняка вызовет шок у многих "рядовых граждан" России. Не только потому, что главе государства обеспечен чрезвычайно высокий уровень жизни. Важнее то, что большинство жителей страны об этом не знало.

Обеспечение лидера России и любой другой страны — это "внутреннее дело", прежде всего, дело самого общества. Если избиратели и налогоплательщики это принимают и поддерживают, то неважно, одна резиденция у президента или десять. Уровень информированности общества о государственном обеспечении и частном имущественном положении своих политиков и должностных лиц — это одно из важнейших отличий между Россией и Латвией и другими демократическими странами. Это также критерий того, является ли государство демократическим или авторитарным.

"Версаль" и летающий миллиард

Российские оппозиционные политики Борис Немцов и Леонид Мартынюк иронически назвали свой доклад о привилегиях президента Путина "Жизнь раба на галерах". Они цитируют слова Путина в конце второго президентского срока в 2008 году, что ему не стыдно перед согражданами, которые за него голосовали, так как "я пахал как раб на галерах, с полной отдачей сил" и "я удовлетворен результатами своего труда". Каталог этих результатов авторы начинают с резиденций президента. У лидера России есть 20 замков и вилл, к тому же, 9 из них появились во время правления Путина (для сравнения указано, что у президента США есть две резиденции, столько же — у лидера Германии, а у главы Италии их три).

"Замки" в данном случае — не метафора, как, например, с резиденцией президента Латвии. Это действительно огромные комплексы роскошных зданий бывших российских монархов и вельмож, дома аристократии Компартии сталинских времен, а также "новострой" на сотни миллионов долларов (например, комплекс в 930 гектаров на Валдайском озере, где имеется "президентский храм, бассейн, два ресторана, кинотеатр, боулинг-центр и вертолетная площадка", и который обслуживает 1000 человек). А также замок рядом с Парижем, который побывавшие там французы называют "настоящим Версалем".

В распоряжении Путина есть 58 летальных аппаратов — 43 самолета и 15 вертолетов. На украшение салона "борта номер 1", ИЛ-96, потрачено 18 млн. долларов. Даже унитаз стоит 75 000. Двухэтажный салон резервного самолета, "борта номер 2", оснащен двумя спальнями, залом заседаний, душами, комнатой отдыха и реанимационной палатой. Это стоило 35 млн. долларов. Общая стоимость президентского авиапарка составляет около 1 млрд. долларов.

У президента есть и четыре яхты. "Жемчужина кремлевской флотилии" — яхта "Олимпия", которая входит в 100 самых больших яхт в мире. Ее содержание обходится в 50 млн. долларов в год. Среди людей, которые "подарили" эту яхту Кремлю, упоминается миллиардер и хороший знакомый Путина Роман Абрамович.

У президентского управления есть автопарк на 700 машин. Для транспортировки самого Путина предусмотрено несколько "Мерседесов" высшего класса. В докладе сообщается также о его коллекции часов на 22 млн. рублей, что равноценно его зарплате за шесть лет. О таких "мелочах" как костюмы, обувь и галстуки на десятки тысяч долларов не стоит и говорить.

Самый богатый в мире?

Однако авторы доклада подчеркивают, что опубликовали только информацию о привилегиях Путина как президента. Это не касается его личного состояния. В официальной декларации Путина за 2012 год указано, что его доходы составили 112 000 долларов, а накопления — 179 612 долларов. Однако уже только официальные президентские привилегии обеспечили ему образ жизни "монарха Персидского залива или расточительного олигарха".

Возможно, "государственное" богатство дополняют личные средства, спрятанные на зарубежных счетах, о которых постоянно идут спекуляции в России и на Западе. Это бывший подполковник КГБ начал хапать, еще будучи замом мэра Санкт-Петербурга в начале 1990-х. Об этом упоминала, например, бывшая госсекретарь США Кондолиза Райс в переписке Госдепартамента, слитой WikiLeaks.

Тогда сообщалось, что Путину принадлежит 25 млрд. долларов, и что он самый богатый человек в Европе. Но недавно в фильме телеканала Al Jazeera он был "повышен" до самого богатого человека в мире. Al Jazeera ссылалась на ноябрьское исследование британской The Sunday Times, где подсчитано, что Путину и его ближайшему окружению принадлежит 130 млрд. долларов.

Похоже, Путин успешно и с огромным размахом совмещает традиции советской номенклатуры, когда страна фактически принадлежит ее руководителю (поэтому надо заботиться не о личном богатстве, а о сохранении власти), с нормальной мафиозной практикой, когда надо украсть столько, сколько возможно.

Авторы доклада отмечают, что Путин, стремительно теряющий популярность, "маниакально держится за власть", так как "боится потерять свободу, капитал и собственность". К тому же, он привык к атмосфере роскоши и "категорически не желает" ее терять. Они указывают, что "отсутствие независимого парламента, запуганные СМИ и подконтрольные суды" делают тему жизни Путина полностью недоступной для граждан. "В обществе дискуссий на эту тему практически нет".

Не покупаем квартиру Затлерсу

В Латвии никогда не было недостатка в дискуссиях об обеспечении президентов. И именно это (а не несравнимые привилегии российских правителей) является главным отличием от соседней страны. Мы можем возмущаться, что "привилегии" наших президентов слишком щедрые, или посмотреть в сторону восточной границы и ужаснуться, насколько они скудные. Но мы знаем, сколько наших средств на это выделяется.

Хотелось бы надеяться, что мы понимаем, почему бывшим президентам не только в Латвии, но и в других демократических странах, гарантируется государственное обеспечение после завершения срока полномочий. Не только потому, что это вопрос самоуважения, как это обычно воспринимается. Мол, чтобы не было стыдно смотреть, как бывший президент остается без средств в существованию. Тому есть также очень прагматичные причины, важные для нормального функционирования демократии, — позволить президенту работать и принимать решения, исходя только из интересов государства и общества, а не своих личных. Чтобы было меньше соблазнов использовать относительно короткий срок полномочий для обеспечения своего будущего. И, как показывает пример Путина, чтобы не было соблазна удержаться у власти любой ценой.

Уважая демократические институты своего государства, давайте уважать и самих себя. Давайте будем точными, говоря об обеспечении бывших лидеров страны. Государство не покупало квартиры и машины Улманису и Вике-Фрейберге. Оно не будет покупать квартиру Затлерсу. Квартиры и машины лишь переданы им в пользование и всегда остаются в собственности государства. В случае Затлерса даже его партия сомневается, стоит ли покупать квартиру или выгоднее ее снимать. Сейм, который должен утвердить выделение денег на эту цель, еще может это изменить. Но сам Затлерс не имеет особого отношения к этой сделке. Обвинения надо адресовать Канцелярии президента, которая скандально долго и демонстративно искала квартиру для бывшего президента, а также Государственному агентству по недвижимости, которое решило ее покупать.

Однако дискуссии об этом уместны. Критерии обеспечения бывших президентов несовершенны, процедуры в законе по-прежнему неясны. Их надо упорядочить, сделать более понятными.

Демократия никогда не может быть "законечнной". Но при всех недостатках она всегда будет лучше любой автократии, даже если правитель ее устанавливал и укреплял, трудясь как раб на галерах.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!