Foto: LETA
В тот же день, когда Центр госязыка презентовал мобильное приложение, позволяющее доносить на нарушителей закона об этом самом языке, депутаты "Единства" на своем заседании жестоко критиковали минздрав за злосчастное "э-здоровье". Приложение "Valodas draugs", "Друг языка", судя по ажиотажу в СМИ и соцсетях (во всяком случае, русскоязычных), стало как минимум событием дня. Судьба 16-миллионного "э-здоровья", оттоптаться на котором не успел только парализованный, тянет на сюжет месяца.

Латвийское государство привечает информационные технологии. В отличие от соседней России, постоянно что-нибудь в интернете запрещающей, блокирующей или пытающейся контролировать (LinkedIn к держать, анонимайзеры не пущать, в соцсетях регистрироваться желательно лишь по предъявлении паспорта), Латвия постоянно что-нибудь электронное внедряет. Когда-то я чертыхался, сидя в очередях в районном управлении СГД, ныне закрытом, — теперь чертыхаюсь, заходя в свой аккаунт на портале той же СГД: чтобы просто получать гонорары, я вынужден состоять при самом себе профессиональным бухгалтером и напевать на негосударственном языке "Я и лошадь, и я бык…". Но унижаться перед компьютерной программой — если не более приятно, чем перед хмурой чиновницей, то более современно. В полицию мы можем обратиться при помощи приложения "Mana Drošība", номерок для очереди на почте получить у программы "Latvijas Pasts", и даже кадастровые номера своей бессчетной недвижимости уточнить у приложения Государственной земельной службы.

Сократить траты времени и нервов граждан на личное общение с чиновниками, полицейскими, врачами — цель разрабатываемых государством электронных систем, программ и аппликаций. Что само по себе можно лишь приветствовать. Тут у Латвии есть очевидный ориентир — соседняя Эстония, давно и последовательно внедряющая цифровые технологии в сферу госуправления, гордящаяся своим электронным правительством (e-Estonia) , предлагающая гражданам больше полутысячи электронных услуг, а бизнесу — больше двух тысяч. Ну и мы, хоть не изобрели Skype, тоже стараемся быть современными, продвинутыми и динамичными.

Другое дело — что у Латвийского государства при этом получается. А что — не очень.

Многочисленные проблемы "э-здоровья" носят в основном характер технический: его ругали за то, что зависает, уязвимо для хакеров, не дает выписать нужный рецепт. Айтишники, в общем, недоработали. Но трудно не заметить, что электронная эта система, хромающая на обе ноги, в точности копирует походку всей системы латвийского здравоохранения. Оно тоже медленное, неудобное для врачей и пациентов, неадекватно дорогое, и его тоже все кроют последними словами. Хотя тут уже программистам рекламацию не выпишешь.

История с "Другом языка" — опять-таки, клинически типичная для нашей страны. Это такая же наша национальная особенность, как сам Центр госязыка — государственная, за счет налогоплательщиков существующая структура, цель которой (на деле — единственная цель) — отравлять налогоплательщикам (части их) существование. Что ж удивляться, если инициативы и новации, исходящие из этого учреждения, оказываются чистой, беспримесной, осознанной и целенаправленной пакостью.

Собирая штат добровольных доносчиков, ЦГЯ не только портит жизнь тем, на кого они доносят. Он еще и портит карму самим доносящим. Когда где-нибудь в Европе пригожей водитель, увидев, как его собрат нарушает правила, немедля звонит полицию — у этого в принципе может быть здравый резон: ведь нарушающий теоретически подвергает людей опасности. Учитель, сказавший что-то ученику на родном для обоих языке, не представляет никакой опасности ни для кого — и тот, кто на него доносит, совершает кристально чистую подлость. Подлость, одну только подлость и ничего, кроме подлости.

Вот и "Valodas draugs" — не самое, конечно, зловредное из цифровых изобретений человечества, не хакерский троян. Но вы можете представить себе, чтобы в некоей стране государство открыто тратило 7018 бюджетных евро на приложение, помогающего протыкать шины соседским автомобилям и гадить под дверями чужих квартир? А ведь такое государство существует, и мы в нем живем. Потому что бескорыстно устроить ближнему неприятности только за то, что он где-то что-то не на том языке сказал — деяние, по степени осмысленности и благородства равнозначное бросанию дохлой крысы в суп. Законченность ситуации придают рассуждения функционеров ЦГЯ о том, что "Valodas draugs" призван-де не только карать пренебрегающих латышским, но поощрять успехи в его использовании. Какие интересно: особо музыкальное выпевание дифтонгов? Рекордное растягивание долгих гласных? Демонстративная гнусность приправляется лицемерием — словно сама по себе она недостаточно отвратительна.

Цель любого мобильного приложения — по определению — облегчать жизнь.
Включая те программы, что разработаны по заказу госполиции, CSDD, почты, Земельной службы и прочих. И вот то же самое государство заказывает аппликацию, помогающую жизнь испортить. Но это лишь кажущийся парадокс. Так же, как и в случае с "э-здоровьем", которое было призвано решить многие проблемы латвийского здравоохранения — но само превратилось в очередную его проблему.

Чем активней наше государство внедряет цифровые технологии, тем очевидней становится, что они — не панацея, не способ радикально усовершенствовать это самое государство, не лифт в будущее. Они — зеркало. Они лишь отражают, подчеркивают, даже утрируют особенности государства. Не только нашего — любого.

В России всегда были сильные программисты и множество успешных IT-компаний: "Яндекс", победивший на домашнем рынке Google, сеть "ВКонтакте", проделавшая тоже с "Фейсбуком", "Лаборатория Касперского", до последнего времени успешно торговавшая антивирусами в Америке и Европе. Но российское государство рассматривало их все не как ценный национальный актив, а либо как угрозу, либо как инструмент, который лучше держать в собственном кармане. "ВКонтакте" отобрали у основавшего сеть Павла Дурова, а его же "Телеграм" многажды грозились заблокировать. На "Яндекс" надавили, заставив цензурировать новости, терять репутацию и капитализацию. "Лабораторию Касперского" прибрали к рукам бывшие и действующие силовики (об этом недавно писала не чужая Латвии "Медуза") — и теперь ее выгоняют с западных рынков.

Каких бы программистов ни готовила "Бауманка", IT-отрасль мирового уровня не уживается с самодержавной властью, всемогуществом силовиков, посадками режиссеров и запретом иностранных комедий.

Та же история и в Латвии — на наш собственный лад. Если философия правящей касты в области социальной политики десятилетиями определяется принципом "Бедный и больной? Твои проблемы!", то никакого пристойного здравоохранения в стране не будет. Ни с бумажными рецептами, ни с виртуальными. Если в самом фундаменте государства — национализм, идеология чуть ли не векового прошлого, то нечего удивляться технологиям от этого государства, двигающим не в будущее, а во времена расовых законов, "Хрустальных ночей" и этнических чисток.

Если выражаться языком айтишников, главные баги, ошибки, дефекты, прячутся не в цифровых системах, внедряемых нашей властью — вроде слабенького "э-здоровья". Они прячутся в самой системе нашей власти, в ее устройстве и идеологии. И с ними не справится никакой, даже самый продвинутый программист.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!