Foto: LETA
Мало кто в Латвии согласится с русским классиком — насчет того, что скучно на белом свете, господа. У нас не заскучаешь.

Главная латвийская интрига сезона "осень-зима" - это, конечно, грядущие новогодние подарки от власти микропредпринимателям, самозанятым и всем прочим, кого должны коснуться изменения в налоговых правилах. Не первый месяц эта публика, чья жизнь и раньше не была сыта и размеренна, панически мечется, жалуется, возмущается — со стороны, вероятно, очень потешное зрелище. Я б и сам позабавился — если б, будучи самозанятым лицом, не входил в число подопытных. Число немалое — как минимум шестьдесят тысяч. И вот мы суетимся на глазах пытливых экспериментаторов из правительственных кабинетов и зала заседаний Сейма — а они то ужаса напустят, то амнистию туманно и неубедительно посулят (не подписал же президент поправки насчет микропредприятий! обсуждает же еще что-то коалиция!..). Чтоб, значит, существование наше было ярче, эмоционально насыщенней.

Так вот, советую подопытным собратьям расслабиться. Но не потому, что в конечном итоге все обязательно будет хорошо. А ровно наоборот: чем бы ни кончились нынешние приключения столь бурно обсуждаемых налогов законов, в итоге все будет плохо. И не только для микропредпринимателей. Только от нас тут ничегошеньки не зависит.

Текущее обсуждение цифр и сроков — это чистой воды игра кошки с пойманной мышкой. Кошка может поприжать добычу, может чуть отпустить — но это совершенно не означает, что судьба мыши под вопросом. Вопросов нет, мышка будет съедена — что бы она сама ни думала и на что бы ни надеялась в ту или иную секунду.

Понять это легко и не будучи экономистом. Ситуация предельно проста — и в простоте залог ее безнадежности. Куда уж проще: у государства не хватает денег. И оно будет брать их со всех, до кого дотянется. Брать столько, сколько нужно ему — а не столько, сколько готовы отдать мы.

В конце концов, те же микропредприятия были придуманы как мера вынужденная (в условиях кризиса конца нулевых) и заведомо временная. Для государства их работники — фактически налоговые уклонисты. Для кого особый налоговый режим был способом сжульничать, а для кого — элементарно выжить здесь и сейчас (если не поешь сегодня, до пенсии в любом случае не дотянешь), государство мало интересует. Для него критически важный вопрос — это наполняемость бюджета. И не в последнюю очередь потому, что конкретные чиновники и депутаты, из которых и состоит это абстрактное государство, из казны кормятся.

"Каждый доллар в чужом кармане он воспринимал как личное оскорбление", - сказано у О. Генри об одном из его героев. Вот и наша власть такова же, когда ей прищемляет бюджет. А с последним все и сейчас не ахти — дальше же будет только хуже. Не может не быть.

Казна — это наши налоги, часть наших зарплат. Однако количество работающих в Латвии сокращается — по разным, но равно известным причинам. Эдакий "идеальный шторм": когда совпадают различные неблагоприятные факторы, отчего их суммарный эффект резко усиливается.

Число работающих сейчас пополняется за счет поколения, родившегося в 90-е, число пенсионеров — за счет родившихся в 50-е. И сколько ни подсчитывай ущерб от оккупации, лишенная национальной сознательности статистика говорит о том, что в ту черную годину население Латвии непрерывно росло, а после счастливого обретения независимости оно непрерывно уменьшается (в 1956-м, скажем, народу тут даже в абсолютных цифрах жило больше, чем в 2016-м). То есть число тех, кто платит в бюджет, становиться все меньше — и будет становиться еще меньше, - а число тех, на кого бюджет расходуется, - наоборот.

А ведь количество людей работоспособного возраста уменьшается еще и за счет трудовой эмиграции (причем ударными темпами): понятно, что на заработки уезжают не пенсионеры. Пенсионеры как раз остаются и получают пенсии, отчего диспропорция лишь возрастает.

Стоит, кстати, обратить внимание на главные причины отъезда из Латвии. Во-первых, нет работы; во-вторых, на той, что есть, платят гораздо меньше, чем на Западе; в-третьих, социальные гарантии не идут с западными ни в какое сравнение. Но чем больше народу уедет, тем налоговое давление на местный бизнес сделается сильней — соответственно, рабочих мест будет еще меньше, зарплаты будут еще ниже. А значит, больше станут уезжать — и так без конца. Ну и социальные гарантии будут, соответственно, скукоживаться и дальше — что будет со своей стороны стимулировать отъезд, что будет увеличивать налоговое давление… У попа была собака, он ее любил…

Это хрестоматийный порочный круг — и способов вырваться из него не просматривается. Тем более, что их никто толком и не ищет. Тут уже объективные причины дополняются субъективными. Когда тебя с ускорением несет под горку к пропасти, можно попытаться хотя бы притормозить (не факт, правда, что получится) — например, всячески стимулировать развитие бизнеса. Например — напрашивающийся способ — с помощью ощутимых (но при этом сколько-то продуманных) налоговых послаблений.

Однако на это у латвийской власти не хватает ни умения, ни желания. Что как раз и продемонстрировала эпопея с микропредприятиями: придумано все с самого начала было бездарно (коль скоро порождало злоупотребления), с прицелом на неминуемую отмену, и никакой альтернативы за все эти годы так и не появилось.

Почему власть поддерживает бизнес так неумело, непоследовательно — и так недолго? Да потому, что она на деле не заинтересована в его поддержке. Давно стало привычным судить действия разных постсоветских правительств с помощью классического черномырдинского: мол, хотели как лучше… Только в данном случае как лучше не особенно и хотели.

Интересы бюрократа по определению противоположны интересам предпринимателя. А в Латвии монополия на власть принадлежит чиновной касте. Мало того, что придать импульс развитию бизнеса в имеющихся условиях и правда очень сложно — так государству это попросту не нужно. Куда проще и приятней лишний раз вывернуть карманы налогоплательщику.

Деловитые пальцы респектабельных господ рано или поздно доберутся до всех карманов и кошельков — и жалобные вопли, исторгаемые сейчас микропредпринимателями, мы еще многократно услышим из разных уст. Такими вот песнями население Латвии и встретит ее столетие.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!