Фото: DELFI
Читая свежие политические новости, поневоле вспоминается старый еврейский анекдот. Чтобы всем было понятно наверняка, напомним, о чем речь.

Приходит еврей к раввину и жалуется:
– Мне так тяжело живется: семья большая — 10 человек, живем в одной комнате, места мало, шумно…
– А у тебя есть коза? — перебивает его раввин.
– Нету, а что?
– Купи козу, — говорит раввин.
– Да куда ж мне еще козу?! Я же вам говорю: семья большая, места мало…
– Купи козу.
Не стал больше еврей спорить, ушел домой. Через неделю приходит:
– Я не хочу больше жить, в доме и так невыносимо, а тут еще и коза! Что мне делать?
– Продай козу, — посоветовал мудрый раввин.
На следующий день еврей возвращается:
– Спасибо, ребе, я так счастлив!

А между тем в мире бушуют самые разнообразные события. В далекой Ливии при активной поддержке едва не всего прогрессивного человечества продолжается гражданская война. На подходе еще одна — в Сирии. В близкой Старой Европе кое-кто грозится приостановить у себя действие шенгенских соглашений и депортировать, куда придется, понаехавших иммигрантов. В далекой, но близкой России активно готовятся к грядущим выборам, организуют народные фронты (латвийцы, кто постарше, знакомое словосочетание?), усиливают накал модернизации общественного сознания.

Даже в маленькой Латвии кипят страсти местного масштаба. Правда, здесь не Ливия, а потому за оружие пока не хватается никто, кроме некоторых бывших полицейских, да и те вовсе не из политических мотивов. И с иммигрантами пока как-то не сложилось. И с собственной историей бороться нужды нет, официальная точка зрения сложилась уже давно — советская оккупация, коммунистический геноцид, компартия до сих пор под демократическим запретом. Зато у нас в очередной раз вытащили пропахший нафталином, но вполне актуальный, как оказалось, национальный вопрос. Сначала собирают подписи за окончательную ликвидацию русского образования, а следом — за второй государственный язык.

И тут у пытливого, но не очень проницательного читателя возникнет резонный вопрос. А что же общего между всеми этими событиями? Ответим так: между этими событиями нет ничего общего за исключением того, что каждое из них — переложение старого еврейского анекдота на свой лад. Не верите? Попробуем разобраться.

Как известно, цивилизованный мир стремительно вырывается из удушающих объятий экономического кризиса. Только вот рядовые обыватели почему-то этого не замечают. А замечают они, напротив, — рост цен, урезание социальных программ, ухудшение собственного материального положения и отнюдь не радужные перспективы впереди. Что же делать власть предержащим, чтобы сохранить стабильность и контроль над ситуацией? Нужно срочно купить козу, тут же ее продать, чтобы все стали счастливы. И коза немедленно находится — события в исламском мире. За считанные недели пали сразу несколько режимов, благополучно державшихся десятилетиями. На очереди Ливия и Сирия.

Кстати, если приглядеться, сценарий событий окажется удивительно знакомым. Массовые протесты, баррикады, огонь загадочных снайперов по безоружным демонстрантам. Уж не тех ли самых снайперов, что спровоцировали кровопролитие в Риге в январе 1991 года?

Но как бы там ни было, кровавые африканские диктаторы свергаются, демократия торжествует, внимание европейцев и американцев благополучно переключено на далекое и безопасное.

А заодно решаются кое-какие экономические вопросы. Например, стремительно отрезаются от крупных источников ресурсов опасные конкуренты. А именно: самая динамично развивающаяся экономика в мире — китайская. Поскольку экономические интересы Китая в Северной Африке в последние годы активно росли и ширились.

И третий момент: поскольку в Северной Африке бурно торжествует демократия (см. хаос, разруха, гуманитарная катастрофа, война всех против всех), в Европу устремляются толпы беженцев. И решение уже готово — надо отменить безвизовый режим с соседями по ЕС, а всех нежелательных иммигрантов выслать куда-нибудь подальше. А заодно и цыган или еще кого неугодного. И все это под бурные общественные дебаты, на которые отвлекается внимание населения от более насущных проблем.

О том, насколько серьезны проблемы в американском обществе, можно судить, в частности, по такому. Буквально на днях в ход пошел более чем серьезный козырь. Снова разыграна карта самой одиозной и загадочной личности последнего десятилетия, международного террориста номер один Усамы бин Ладена. То неуловимого злодея не могли выследить полтора десятилетия, а то внезапно уничтожили. И, удивительное совпадение, как раз в преддверии очередных президентских выборов в США. Правда, как раньше никто особо не утруждал себя доказательствами вины бин Ладена в громких терактах, так и сейчас не представили никаких подтверждений его гибели. Так что, вполне вероятно, главный террорист еще даст о себе знать. Но не ранее, чем переизберут подрастерявшего популярность президента.

В общем, купили козу — продали козу. Ничего не изменилось, но все счастливы.

В России тоже близятся выборы. Сперва парламентские, а там и президентские. И проблемы в стране, в общем, те же. Что делать? Надо купить козу.

И тут чудесным образом либеральный крен действующего президента и его команды приобретает совсем уж абсурдные формы. Среди прочего в очередной раз начинается перетряхивание событий семидесятилетней давности, активизируется борьба с собственной историей. Провозглашается программа десталинизации, включающая в себя признание СССР преступным государством, проводившим геноцид собственного народа. Государством, виновным в развязывании второй мировой войны. Против этой программы, к слову, по независимым соцопросам, выступает 90% населения.

А параллельно действующий премьер-министр понемногу дистанцируется от этих инициатив и тех, кто их выдвинул, организуя некий народный фронт. Кстати, все ли помнят, чем закончилась организация народных фронтов в Прибалтике четверть века назад?

Что дальше? Дальше коза продается. То есть, наиболее одиозные кремлевские либералы-десталинизаторы удаляются, а президентское кресло возвращается к прежнему хозяину-избавителю. Ничего не изменилось, но все счастливы.

Ну и наконец маленькая, но очень независимая Латвия. Проблемы те же, цены и безработица растут, доходы населения падают. Чтобы не стать банкротом, государство решительно урезает пенсии, социалку, зарплаты бюджетникам, но не отказывается от безумных национальных строек. Работоспособное население, глядя на все это, ведет себя по-разному. Кто может, эмигрирует еще активнее, пока есть такая возможность. Кто не может, пытается прокормиться в родных краях. Например, налетами на банки.
Что делать, чтобы избежать социального взрыва? Да-да, вы совершенно верно догадались. Надо купить козу. Например, в очередной раз поднять национальный вопрос.

Сперва подпускаются в Сейм неонацисты, которые начинают сбор подписей за ликвидацию русского образования.

Следом, в качестве ответной меры, организуется сбор подписей за признание русского языка вторым государственным. Правильная ли это затея? Несомненно, по сути своей — правильная, причем заинтересованы в ней не только русские, но и латыши. Следует ли проявлять активность, ставить подписи, голосовать, дойди дело до референдума? Несомненно — следует. Даже если поставленная цель не будет достигнута, русские Латвии наконец-то заявят о себе как о серьезной единой общественной силе, с мнением которой нужно считаться.

Но возникает вопрос: почему эта, безо всякой иронии прекрасная, инициатива возникла именно сейчас? Почему не в 91-м году, когда выходили из СССР? Почему не в 93-м, когда принимался Закон о гражданстве? Почему не в 98-м, когда в этот закон вносились известные поправки? Почему, в конце концов, не в 2003-м, когда наносили очередной удар по русскому образованию?

А потому что именно сейчас Латвии нужна очередная коза. Которая, во-первых, усугубит раскол общества по национальному признаку, а во-вторых, в который раз переключит внимание населения с насущных проблем на национальный вопрос.

И все это под бурные общественные дискуссии, громкие заявления, взаимные оскорбления и разоблачения и прочий политический балаган. Причем при деле оказываются все и с обеих сторон — и сами организаторы мероприятий, и даже более умеренные силы, которые занимают неясную, но предельно жесткую позицию: против любого радикализма.

Что дальше? Дальше коза будет благополучно продана. Обе инициативы будут похоронены и забыты, все вернется на круги своя. Но вместе с тем будет отвлечено внимание населения, стравлен пар недовольства и статус-кво сохранится еще на полгода-год. И все станут счастливы. А там, глядишь, нам подгонят новую козу. Например, результаты работы совместной латвийско-российской комиссии историков, изучающей наиболее животрепещущий вопрос современности — кто кого оккупировал семьдесят лет тому назад.

Блог Алексея Славина

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !