Не люблю утомлять читателя цифрами, но тут уж придется — тема такая. Сейчас много говорят о доходах высших латвийских чиновников. Я подумал, что было бы интересно сравнить их с доходами топ-чиновников в других странах Евросоюза.

В поисках этих данных я наткнулся на одну любопытную закономерность. Практически во всех "старых" странах ЕС зарплата топ-чиновника (например, члена кабинета министров) примерно в 12-13 раз больше "минималки", установленной в этой стране. Вот несколько примеров.

Минимальная зарплата в Бельгии в 2007 году составляла 1259 евро в месяц. Зарплата члена кабинета — 16 200 евро в месяц, то есть в 12,8 раза больше.
В соседних Нидерландах средняя зарплата чиновников высшей категории включая министров — 15 900 евро. Установленная в том же 2007 году минимальная зарплата — 1301 евро. Соотношение — 12,2.


В Англии в прошлом году "минималка", в переводе с фунтов, составляла 1361 евро. Зарплата министра — 16 300 евро, 12 минимальных зарплат.
В Ирландии средняя зарплата топ-чиновника — около 17 500 евро в месяц. Минимальная зарплата в 2007 году — 1403 евро. Делим и получаем — 12,4.
В Германии, как и в Скандинавских странах, до сих пор идут споры — следует ли вообще законодательно устанавливать нижний уровень зарплаты? Тем не менее де-факто "минималка" в Германии существует — примерно 1400 евро. Немецкие топ-чиновники — самые высокооплачиваемые в Европе (прусская традиция!), средний уровень их зарплаты — 18 000 евро в месяц. Соотношение — 12,9.
Только Франция немного "вылезает" за эти границы: здесь уровень оплаты труда крупных чиновников равен примерно 16 600 евро в месяц, а минимальная месячная зарплата — 1254 евро. Получается, что средняя зарплата топ-чиновника — 13,2 минимальной зарплаты (в текущем году во Франции должны были поднять минимальную зарплату).


Конечно, надо учитывать, что минимальная зарплата или зарплата члена кабинета министров — это вполне конкретные цифры, зафиксированные в законах и официальных статистических отчетах. Тогда как "средняя зарплата чиновника высшей категории" — понятие довольно расплывчатое. Кроме того, в ряде стран — Англии, Ирландии, Франции, Германии — существенно больше получают первые лица страны, такова традиция. Так что какие-то исключения (погрешности, говоря математическим языком) неизбежны. И все же в целом можно констатировать: зарплата крупных должностных лиц в странах Западной Европы составляет 12-13 минимальных зарплат. Не знаю, устанавливается ли это соотношение законодательно или просто есть такое неформальное джентльменское правило, но цифры, как говорится, налицо.


Здесь вам не Европа


А теперь вернемся в Латвию. В Neatkarīgā Rīta Avīze (8.10.2008) опубликованы данные по зарплате нескольких известных латвийских чиновников. О Валентине Андреевой, получающей в месяц больше 5000 латов, уже все знают, повторяться не буду. Но и другие должностные лица, упомянутые в NRA, тоже не бедствуют. Вот зарплаты некоторых из них.
Министр иностранных дел Марис Риекстиньш получает в месяц 3619,98 лата.


Государственный секретарь МИДа Норман Пенке — 4294,34 лата.
Государственный секретарь Министерства обороны (имя и фамилия засекречены) — 4192,57 лата.
Генеральный прокурор Янис Майзитис — 3169,35 лата.
Государственный контролер Ингуна Судраба — 3192,36 лата.
Начальник государственной полиции Алдис Лиелюксис — 2987,62 лата.


Цифры после запятой, видимо, надо понимать так, что речь идет зарплате, получаемой "на руки", после вычета подоходного налога? Тогда добавьте к этим суммам еще 25%, ведь в статистике по странам ЕС речь шла о зарплате без учета налоговых выплат.


Что мы видим? Мы видим, что в 20 и более раз зарплаты латвийских высших чиновников превосходят минимальную зарплату в стране — 160 латов в месяц на сегодня. Как-то это плохо стыкуется с европейскими стандартами.
Давайте умножим 160 латов на выявленный нами европейский коэффициент 12,5 и получим красивое круглое число — две тысячи латов! Вот сколько полагается получать латвийскому чиновнику по европейским нормам. А все, что сверх этой суммы, следует считать незаконно присвоенным доходом.

Грядет "большой скачок"


Правда, что касается именно членов правительства, то большинство из них и получает сегодня примерно по две тысячи латов. Но это ненадолго. 1 апреля 2009 года, согласно принятым поправкам к Закону об устройстве Кабинета министров, ожидается увеличение зарплаты всех членов кабинета до 4 тысяч латов и выше.


Мотивируется этот "большой скачок" тем, что зарплата министров законодательно привязана к средней заработной плате в Латвии. Коэффициент для члена кабинета — 8, для премьер-министра — 8,9. Ну и поскольку подсчитано, что средняя зарплата в ЛР где-то в районе 500 латов, то министры считают, что они имеют законное право на такое повышение.


Но, извините, что такое средняя зарплата по стране? Это как средняя температура по больнице. В отличие от "минималки", она мало что говорит об эффективности работы правительства: может быть, это просто рост сверхдоходов узкой группы лиц… А уж в период кризиса, экономической ямы, "привязка" зарплаты чиновников точно должна быть к реальной минимальной зарплате, а не к условной средней.


Римшевич перегнал Америку


Недавно в программе "Первые лица страны" выступал президент Латвийского банка Илмар Римшевич. Он предложил повысить зарплату министров аж втрое! Зачем? А чтоб лучше работали (?!), сказал господин Римшевич. На самом деле, я думаю, господину Римшевичу стало просто неудобно перед коллегами, потому что его личный заработок в 2007 году составил 126 695 латов (данные Службы госдоходов). 10 558 латов в месяц, или 66 минимальных зарплат!


Сначала я подумал: может быть, и в других европейских странах главные национальные банкиры тоже получают запредельные зарплаты? Все-таки люди "сидят" на больших деньгах, ну и чтоб не было соблазна… И вот что выяснилось. Самый высокооплачиваемый государственный банкир в Европе — председатель Центрального банка Нидерландов. Его зарплата — около 315 000 евро в год, то есть чуть больше 26 тысяч евро в месяц. Вспомним (см. выше), что минимальная зарплата в Нидерландах в 2007 году равнялась 1301 евро, и получим, что самый высокооплачиваемый глава национального банка в Европе зарабатывает ровно 20 "минималок". А его латвийский коллега — 66!


Чтобы читатель получил представление, сколько получают банкиры на государственной службе, вот еще цифры.
Глава Европейского центрального банка зарабатывает 24,5 тысячи евро в месяц.


Знаменитый Алан Гринспен, председатель Федеральной резервной системы США, и вовсе получал "жалкие" 14,3 тысячи долларов (не евро!) в месяц. Зарплата Алана Гринспена, человека-легенды в финансовом мире, меньше, чем у Илмара Римшевица. Латвии есть чем гордиться!


(Лирическое отступление. В Рижской центральной тюрьме я познакомился с человеком, которого обвиняли в ограблении квартиры господина Римшевича. В список украденного г-н Римшевич внес, среди прочего, вещи стоимостью несколько латов. Ну это так, мелкий штрих к характеристике человека, который зарабатывает больше, чем председатель Федеральной резервной системы США…)


Глава Болгарского национального банка получает примерно 1500 евро. Что, в общем, нормально для страны, где минимальная зарплата — около 100 евро.


Отобрать и поделить


Меня иногда упрекают, что через мои статьи красной нитью проходит призыв "Отобрать и поделить!". Ну да, признаю, так оно и есть. А разве я не прав? Разве та часть зарплаты чиновника, которая превышает 2000 латов, не является грабежом? Ведь она фактически отобрана у предпринимателя, наемного работника, рядового бюджетника, пенсионера. Говоря марксистским языком, происходит наглое, ничем не мотивированное присвоение чиновниками прибавочной стоимости.
Кроме писаных законов, существуют еще европейские моральные стандарты, и коль скоро Латвия является членом Евросоюза, она должна эти стандарты соблюдать.


Летом этого года правительство Великобритании, в связи со скачком инфляции в стране, отказалось от запланированного повышения зарплаты членов кабинета и депутатов парламента. Вот как об этом было объявлено: "Депутаты парламента должны стать примером для сдержанности в вопросе выплат сотрудникам госсектора в нынешний период экономической неуверенности".


Типично британское — "должны стать примером…". Это и называется моральными стандартами. На них, на этих стандартах, и держится пока еще западная цивилизация, а вовсе не на безудержной жажде наживы, как думают некоторые недавно присоединившиеся к этой цивилизации страны-участницы. Жажда урвать только для себя и своих родственников уже давно бы разнесла все к чертовой матери. Но эта простая мысль пока еще недоступна латвийскому правящему сообществу.

Статья опубликована в еженедельном журнале «Бизнес.lv» 20 октября 2008 года

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!