Мы уже одной ногой находимся в НАТО и Европейском союзе, но до сих пор не утихают споры о целесообразности вступления в эти организации. Эта статья о другом. Ее цель — постараться найти ответы на вопросы: почему слабая в экономическом и военном отношении Латвия нужна Eвропе и НАТО?
С НАТО все будто бы ясно. После 11 сентября в Овальном кабинете Белого дома, на столе президента США Джорджа Буша появился невиданный предмет — книга. Причем не какое-либо чтиво в мягкой обложке, а внушительный фолиант — "Столкновение цивилизаций" Сэмюэля Хантингтона ("The Clash of Civilizations and the Remaking of World Oder").

Ничего, что в академических кругах эту книгу воспринимают, мягко говоря, с иронической усмешкой, а ее автора, несмотря на его почтенный возраст (Хантингтон родился в 1927 году), называют историческим фантастом вроде Герберта Уэллса. Буш не ученый — он политик, и ему необходимо научно-популярное объяснение мирового порядка. Это Хантингтон сделать в состоянии, при этом его объяснение настолько простое, что хорошо понятно любому техасскому ковбою. В нескольких предложениях это выглядит так.

В настоящее время сформировались три цивилизации, которые претендуют на ведущую роль в мире. Хантингтон дает им характеристики-определения — всеобщий (universal) Запад, воинствующий (militanty) ислам и надменно самоуверенные (assertion) китайцы. Справедливости ради надо добавить, что в общем Хантингтон оперирует девятью цивилизациями. И для нас это весьма существенно.

Дело в том, что от западной цивилизации Хантингтон в качестве автономных отделяет цивилизации латиноамериканцев и православных славян. Другими словами, западная цивилизация недостаточно едина в решающей борьбе-соревновании с исламом и Китаем.

В связи с тем, что Москва долгое время была не только сердцем цивилизации православных славян, но и центром мирового коммунизма, бывшие в ее подчиненности страны и народы бывшего социалистического блока в большой степени интегрировались как бы не в свои исторические цивилизации.

Латыши однозначно рассматривают себя принадлежащими к западу и резко отвергают любые устремления причислить их к славянской цивилизации. Так же думает и сам Хантингтон, который считает восточным рубежом западной цивилизации границу распространения готической архитектуры. И все-таки по отношению к восточноевропейским народам среди западных социологов царит большая осторожность. Сам Хантингтон высказывается о способностях этих народов войти в западную цивилизацию только в будущем времени. Другие — взять хотя бы известного американского политолога Фрэнсиса Фукуяму — очень неохотно причисляют восточноевропейцев к истинным западникам, скептически оценивая их способность интегрироваться в западный мир. Другими словами, Запад сильно сомневается в нашей принадлежности к Европе. По его мнению, Латвия, как и другие восточноевропейские страны, находится в неустойчивом положении, и задача Запада заключается в том, чтобы склонить их в правильную сторону.

До 11 сентября 2001 года геополитикам США казалось вполне достаточным, что в НАТО (которое олицетворяет военную силу западной цивилизации) примут Чехию, Польшу и Венгрию. После 11 сентября ситуация изменилась. У Вашингтона появилось убеждение, что столкновение цивилизаций, о котором до сих пор говорили только в академических кругах, наконец-то началось. В этой ситуации возникла необходимость мобилизовать все возможные ресурсы.

Это, по-моему, и стало главной причиной, почему Латвию и другие страны Восточной Европы срочно пригласили пополнить армию западной цивилизации. Распространенное мнение, что НАТО — это бизнес, а главной движущей силой расширения НАТО является желание заработать за счет новых стран-участниц, кажется мне довольно спекулятивным. Или, во всяком случае, второразрядным.

Сложнее ответить на вопрос, зачем Европейскому союзу необходимы десять новых, во всех аспектах довольно отсталых стран. Обычно приводятся такие аргументы.

Европейскому союзу нужен сравнительно широкий восточноевропейский рынок, чтобы было куда "спихивать" невостребованную дома продукцию. Негативный торговый баланс восточноевропейских стран с ЕС явно подтверждает это. Вся так называемая финансовая помощь Европейского союза возвращается обратно с дополнительными процентами. Европейскому союзу необходимы страны, куда направить потоки мигрантов, которые грозят наводнить их собственные государства. ЕС необходимы страны для размещения своих отходов.

У всех этих аргументов имеется слабое место — ничего не мешает ЕС выполнять эти "низкие" задачи и в условиях, когда целевая аудитория находится за пределами ЕС. В отдельных случаях, например, для утилизации отходов, это даже помогает. Что касается потоков мигрантов, что трудно представить, что они сделают выбор в пользу того, чтобы обосноваться жить в Латвии или Румынии (после вступления этих стран в ЕС), если имеется возможность свободного передвижения в намного более развитые страны ЕС.

Тогда каковы же интересы, побуждающие ЕС проводить еще невиданную акцию расширения? Я придерживаюсь принципа, что причина в любом деле может быть только одна. Если называют несколько, то остальные являются лишь предлогами. В нашем случае причина, как мне кажется, в следующем. Европа переживает затянувшуюся психологическую депрессию. Такую, какую ощущает пожилой, погрязший в рутине работник, почувствовав на своем облысевшем затылке обжигающее дыхание более молодого и энергичного коллеги. Пока существовал СССР, Западная Европа чувствовала неподдельную благодарность к США за то, что именно их вооруженные силы обуздывают интервенцию коммунизма в западном направлении. В то же время Европа не может не ощущать старческого высокомерия в отношении США. После развала СССР военные аспекты отошли на второй план, а на первый вышли экономические.

Бывшие мировые сверхдержавы — Англия, Германия и Франция, которые долгие годы не могли смириться с утерянными позициями, внезапно осознали, что все вместе, объединенные под синим со звездами флагом Европы, они могут претендовать на статус наиболее сильного экономического центра. Срочно был форсирован переход на единую валюту и ко все более сильному экономическому (и не только) унитаризму. Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что расширение ЕС определяется передвижением европейской идентичности в континентальном направлении и мелькнувшими где-то вдалеке неясными контурами возможности встать в экономическом отношении рядом с США и другими мировыми экономическими центрами. В действительности — это последняя возможность Европы вернуть себе некогда доминирующее положение в мире.

Европа готова проглотить Латвию в качестве некой укрепляющей таблетки в надежде, что она придаст дополнительную энергию в нескончаемой борьбе за мировое господство.

Перевод с латышского. Публикуется в сокращении

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !