Фото: Sputnik/Scanpix/LETA
Президент США Дональд Трамп намерен разорвать с Россией договор 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который запрещает производство, испытание и развертывание таких вооружений в Европе. Такое чувство, будто снова вернулись 1980-е годы.

Вспомним "двойное решение НАТО", принятое 12 декабря 1979 года, которое позволило начать с 1983 года развертывание в Европе американских ракет "Першинг", а также крылатых ракет наземного базирования в качестве противодействия советским SS-20. Тогда казалось, что третья мировая война станет ядерной и произойдет на территории Европы. Поэтому все испытали огромное облегчение, когда в 1987 году США и СССР подписали Договор о РСМД.

В Германии и у нас, в странах Центральной и Восточной Европы, очень по-разному вспоминают то время. В Германии тогда возникло мощное антивоенное движение со своими многотысячными пасхальными маршами мира во многих городах. Главный лозунг - никаких американских ракет на немецкой земле! В восточноевропейских странах-сателлитах СССР это движение активно восхвалялось коммунистической пропагандой, но многие в Польше и Венгрии - разумеется, скрытно - с недовольством отзывались о новой волне пацифизма. От Запада ожидали освобождения от советского ига, а не трусливого нытья.

Договор, который соблюдает только одна сторона

В наши дни, похоже, все начинается сначала. В Германии раздаются предостерегающие голоса, призывающие не ставить мир под угрозу. "Губительным решением", назвал намерения Трампа госминистр в МИД ФРГ Нильс Аннен. При этом провокатором- как тогда, так и сегодня - является Россия. Во времена холодной войны речь шла об SS-20, сегодня - о 9M729, крылатых ракетах якобы малой дальности, которые, однако, по данным американцев могут преодолевать расстояние до 3400 км и, как сообщают из Варшавы, недавно были размещены возле Калининграда - российского анклава на берегу Балтийского моря. Это прямое нарушение договора о РСМД. Так зачем же нужен договор, который соблюдает лишь одна сторона?

Жесткая американская политика в 80-е годы привела к успеху: в конце концов, подписание договора о РСМД стало прямым следствием "двойного решения" НАТО. В Восточной и Центральной Европе до сих пор убеждены, что язык силы - это единственное, что понимает Россия (и, к сожалению, единственный язык, которым не владеет богатая и мягкотелая Германия). Польша, к примеру, "с пониманием" относится к решению Трампа.

Варшава активно вооружается против России, потратила на эти цели в 2017 году больше чем 10 млрд долларов, хотела бы постоянного размещения на своей территории американских войск и создает одну из сильнейших армий в ЕС. Польша и Румыния - в этом обвиняет их Москва - одобрили размещение мобильных пусковых установок Mk-41. Они могут быть использованы, в том числе, и для запуска крылатых ракет. То есть, ракет средней дальности, которые запрещены согласно договору о РСМД. Но это в свою очередь является реакцией на размещение российских ракетных систем "Искандер" вокруг Калининграда. Предполагается, что "Исканеры" можно использовать для запуска новейших ракет 9M729.

Право сильного в политике

В разгар этой новой холодной войны в Восточной и Центральной Европе нет единства. В то время, как Польша и Румыния, а также большинство балтийских стран делают ставку на жесткую политику и военную силу, Венгрия, Чехия и Словакия действуют более прагматично. По сравнению со своими северными соседями, они не чувствуют сильной угрозы со стороны России и хотят дальше вести совместные дела с Путиным.

Но то, что наступают новые времена, понятно каждому. Право силы вновь возвращается в политику и в такие времена нужна сильная армия. Повсюду в Восточной и Центральной Европе ведется военная модернизация. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI) расходы на вооружение в этих странах выросли в 2017 году на 12 процентов. Для сравнения: в Западной Европе (куда относят и Германию) рост расходов составил лишь 1,7 процента.

И даже Венгрия, чья армия смехотворно слаба, планирует в рамках программы модернизации Zrínyi-2026 создать "боеспособные вооруженные силы". У концерна Airbus - чтобы лишний раз угодить Германии и Франции, которые без конца спорят о будущем ЕС - заказаны два военно-транспортных самолета А319 и 20 военных вертолетов типа H145. Численность армии должна вырасти с 30000 до 37000 человек. Устаревшие танки Т-72 планируется заменить более современными, правда, пока еще не ясно, какими. Кроме того, Венгрия намерена создать собственную оружейную промышленность.

В ходе визита в Венгрию президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана обе стороны договорились об интенсивном сотрудничестве в сфере оборонной промышленности. И Россия тут ни при чем. По некоторым экстремальным сценариям не исключаются и столкновения между Украиной и Венгрией в Закарпатье, где в последние месяцы назрела кризисная ситуация вокруг положения венгерского меньшинства.

Восточная Европа вооружается перед угрозой возможной военной конфронтации, но кто против кого, это не всегда ясно.

Борис Кальноки сотрудничает в качестве венгерского корреспондента с изданием Die Welt и другими немецкоязычными СМИ.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !