Foto: LETA
Давно прошли те времена, когда в 1990-х, после окончания "холодной войны" и развала СССР демократия выглядела единственной легитимной формой правления, "новой нормой". "Кризис доверия на Западе?", "Украденные выборы: избиратель во власти манипуляторов" — дискуссии вокруг растущего пессимизма по поводу кризиса демократии проходили на фестивале Lampa.

На смену оптимизму 1990-х по поводу демократии уже давно пришла мрачная обреченность. Демократия столкнулась с серьезными проблемами. Согласно сообщению Freedom House от 2017 года, демократия во всем мире переживает спад в течение 20 лет подряд. Сегодня в мире меньше демократических стран, чем десять лет назад. Революции XXI века в Северной Африке и на постсоветском пространстве привели не к демократии, а к возникновению новых авторитарных режимов (интересно будет понаблюдать, в каком направлении в течение ближайших месяцев будет развиваться Армения). Больше не говорят о демократизации в России и Беларуси, а Турция и Венесуэла переживают превращение слабой демократии в полную автократию.

Качество демократического управления стало хуже даже в странах ЕС. Действия Испании в отношении каталонских националистов в последние месяцы были, мягко говоря, суровыми. ОБСЕ критикует недавние парламентские выборы в Венгрии, отмечая, что в пространство для дебатов по важным вопросам было ограничено, и таким образом способность избирателей сделать осознанный выбор уменьшилась, а общественное телевидение "недвусмысленно поддерживало правящую коалицию". В опубликованной недавно в США книге How Democracies Die два профессора Гарварда пишут о том, как Дональд Трамп разрушает демократические структуры. Экономические достижения авторитарных Китая и Сингапура по сравнению со скромным экономическим ростом Запада еще больше вдохновляют сторонников авторитарных режимов.

Спад демократии, который мы наблюдаем, в известной мере не является сюрпризом. Почти 30 лет назад профессор политологии Гарвардского университета Сэмюэль Хантингтон опубликовал знаменитую статью и книгу "Третья волна: демократизация в конце XX века" (The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century), в которой демократия сравнивается в волнами прилива и отлива. Во время прилива ряд стран принимает демократию в качестве своей формы правления. Но, как и на пляже, за приливом следует отлив, и плохо консолидированные страны возвращаются к авторитаризму в результате оккупации или государственного переворота.

Сейчас мы переживаем один из таких глобальных отливов.

Может ли он докатиться и до нас? Доберется ли отлив демократии до Латвии? Многие спрашивают — возвращается ли Европа в 1930-е? В конце концов, Латвии, как и многим другим странам Европы, пришлось покориться первой авторитарной волне, которая перед Второй мировой войной накрыла демократию.

Короткий ответ — нет, Европа не сползет обратно в 1930-е. История не повторяется в таком простом и механическом виде. Профессор Кембриджа Дэвид Рунчиман в своей новой книге "Как заканчивается демократия" (How Democracy Ends) пишет, что политическое насилие и перевороты в значительной мере, если не полностью, исчезли.

Самая большая угроза теперь исходит от медленного, почти незаметного разрушения демократии изнутри политической системы, которым занимаются политики. Которые получили власть с помощью демократических выборов и медленно перенимают контроль над судами, службами безопасности, а также влияние на независимую прессу и средства массовой информации. Рунчиман отмечает, что это становится возможным, поскольку сами должностные лица и общественные деятели распространяют теории заговора и разрушают веру в демократическую систему. Гражданское общество публикует твиты и посты в фейсбуке вместо того, чтобы выражать свое мнение на публичных собраниях и манифестациях. А цифровая революция создает риски, поскольку социальные СМИ и IT-компании "высасывают" громадные объемы личной информации и продают ее связанным с политическими играми сторонам. Которые используют эти данные таким образом, который нам трудно даже представить. На прошлой неделе избирательная комиссия Великобритании выступила с заявлением о том, что британская демократия может находиться под угрозой из-за злонамеренного использования дезинформации и личных данных, а также вмешательства других стран в избирательный процесс.

Доберется ли этот невидимый авторитаризм до Латвии? Ответ на этот вопрос во многом зависит от политической принадлежности. Кто-то укажет на недавние обвинения и аресты на политической арене, считая это признаком того, что госструктуры политизированы. Другие будут утверждать, что фактически эти действия говорят об их независимости.

Каждый посетитель прекрасного фестиваля Lampa может оценивать перспективы демократии в Латвии оптимистично. Праздник Песни на этой неделе станет еще одним одухотворяющим событием. И все же, как часто предупреждают своих клиентов финансовые учреждения, "исторические достижения не гарантируют результата в будущем". В нашем обществе считать демократию естественной ценностью нельзя.

Перевод Delfi. Оригинал.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!