Борис ЦИЛЕВИЧ, депутат 8-го Сейма

Вспоминается "парад суверенитетов" конца 1980-х: рвавшиеся к власти республиканские элиты так же обвиняли тогдашний "центр", что он "объедает" союзные республики. Мол, стоит избавиться от "диктата Москвы" (сейчас — Брюсселя), как тут же заживем богато и счастливо. Дискуссия, конечно, нужна. Но — на основе достоверной информации и аргументов, а не мифов, слухов и мещанских страхов.

Основные идеи ЕС

Суть ЕС — это общий рынок, свободная торговля. Это выгодно производителю, но и потребителю тоже: чем меньше препон у производителя и продавца, тем выше шансы получить максимальное качество за минимальную цену.

Защита внутреннего рынка неизбежно вызывает удорожание товара или услуги. Свежий пример: стоило Сейму ввести пошлины на свинину, чтобы "защитить наших крестьян от экспансии" балтийских соседей, как колбаса сразу подорожала на 5-10%. Стенания о необходимости "спасения нашего сельского хозяйства" в конечном счете сводятся к вопросу: готовы ли вы платить за колбасу больше исключительно из патриотических соображений? Защита производителя всегда достигается за счет интересов потребителя: крестьян защитили за счет горожан, заставив их покупать более дорогую, но "свою" продукцию.

Не стоит забывать, что ЕС субсидирует экспортную продукцию своих производителей. Наивно звучат рассуждения, что вне ЕС латвийские крестьяне получили бы стимул для развития. Тогда литовские фермеры за ту же свинину получали бы еще и экспортные субсидии из бюджета ЕС. Какие оптовые цены они тогда смогли бы себе позволить? И сколько нам пришлось бы платить за свинину?

Корни страха

Против ЕС выступают две группы европейцев. Во-первых, националисты. Они боятся угрозы "традиционным ценностям", которую несет с собой наднациональный, космополитический союз. На деле же все обычно сводится к вульгарной ксенофобии.

Во-вторых, антиглобалисты, пестрый конгломерат разнообразных леваков — от утопистов до террористов. Рост антиглобализма стал реакцией на крах коммунистического лагеря и его традиционной идеологии. Крайне левые нашли нового врага в лице ЕС. Антиглобалисты видят в глобализации заговор враждебных сил. На деле же это естественное следствие технического и экономического прогресса. ЕС — это не источник глобализации, наоборот, это единственный способ регулирования объективных процессов, дающий возможность обратить их на благо людей.

Голосование "назло"?

Почему многие русскоговорящие латвийцы голосовали против ЕС? Объективно они не принадлежат ни к одной из упомянутых групп. Похоже, основным мотивом для голосования "против" стала официальная позиция латвийских властей. Мы уже много раз убеждались, что надо действовать по принципу: выслушай правительство и сделай наоборот. Слишком часто нас обманывали, чтобы слепо верить призывам властей. Однако в данном случае стремление показать властям фигу в кармане оказало бы медвежью услугу нам самим. Принцип "выколю себе глаз, пусть у моей тещи будет зять кривой" вряд ли конструктивен.

Какой бюрократ лучше

Не могу согласиться с теми, кто боится "потери суверенитета" после вступления в ЕС. Да, многие решения в области финансов, экологии, стандартов качества продукции будут приниматься не в Риге, а в Брюсселе. Ну и в чем трагедия? Что, у нас такие уж замечательные чиновники? Вообще не надо отождествлять страну с чиновничьим аппаратом. Чиновник — это менеджер, которого мы, налогоплательщики, нанимаем за свои деньги, чтобы он администрировал охрану порядка, здравоохранение, образование. По уровню профессионализма, по образованию, опыту брюссельские бюрократы явно превосходят рижских. А уж что до вороватости, то уж тут наши чиновники не только брюссельским коллегам сто очков вперед дадут… Так что же — голосовать против ЕС, чтобы сохранить власть наших чиновников?

С больной головы на здоровую

Часто на ЕС валят ответственность за проблемы, к которым Брюссель никаким боком не причастен. Пенсии низкие, медицина дорогая, дороги плохие — во всем Брюссель виноват…

Давайте расставим точки над i. Сегодня в Латвии самые высокие цены и самые низкие доходы на душу населения из всех новых членов ЕС. Это прямая "заслуга" партий, находившихся у власти последние 13 лет. Брюссель тут ни при чем!

ЕС не диктует, сколько денег в бюджете выделять на здравоохранение и каким установить минимальный размер пенсии. Есть нормы, ограничивающие дефицит госбюджета. Но на чем экономить — это решает национальное правительство. Тратить деньги на наших солдат в Ираке, а не на здравоохранение — это решение Репше с соратниками, а не Брюсселя! Любая страна ЕС тратит на социальную защиту и здравоохранение намного больше, чем Латвия. И "социальное измерение" ЕС быстро развивается.

ЕС не ростовщик

В бюджете Латвии существует так называемый фонд выравнивания. Богатые самоуправления — Рига, Вентспилс — вносят в него часть своих доходов, а бедные самоуправления полу чают оттуда дотации. Так же работают и фонды ЕС. Взнос каждого государства- члена увязан с показателем годового национального продукта. Тем самым богатые страны платят в бюджет ЕС значительно больше, чем получают из фондов ЕС. Бедные страны, наоборот, получают больше, чем платят.

Зачем богатым делиться? Дело в том, что мы живем в единой Европе, и от голодных соседей не удастся отгородиться "китайской стеной". Как заметил один эксперт-экономист, страны ЕС предпочитают дать бедным соседям удочку, чтобы те не воровали рыбу с их стола. Другими словами, ЕС инвестирует в развитие инфраструктуры, экономики, тем самым стимулируя создание платежеспособного спроса на товары и услуги в более бедных странах.

"Говорят, что скоро все подорожает, и особенно поваренная соль…"

Это главная "страшилка" о ЕС. Но ЕС ведь розничных цен не регулирует! Да, предусмотрены определенные меры против демпинга, гармонизированы (то есть установлены едиными) непрямые налоги — в частности, акцизы на табак, алкоголь, горючее. Да, эти товары постепенно дорожают. Но "европейских цен" как таковых вообще не существует, уровень цен и тарифов сильно различается от страны к стране. Понятно, что цена на один и тот же товар в престижном магазине в центре Лондона и в португальской деревушке отличается в разы.

Целый ряд товаров (многие продукты питания, одежда, электроника) в Латвии уже сегодня дороже, чем в странах ЕС. В лучшем случае за ту же цену мы получаем товар худшего качества. Вообще ценовой беспредел возможен только в условиях монополии. Характерный пример — Lattelekom, тарифы на фиксированную телефонную связь в Латвии сегодня выше, чем в ЕС.

Миграция — угроза или благо?

Евроскептики пугают, что, мол, "понаедут беженцы, турки и арабы, которых Брюссель будет к нам посылать". Но Латвия давно уже ратифицировала Женевскую конвенцию о беженцах и обязалась предоставлять убежище тем, кого в своей стране преследуют по политическим или религиозным мотивам. Вступление в ЕС ничего не изменит — Латвия подписала так называемые договоры реадмиссии со странами ЕС, согласно которым просьбы об убежище от лиц, транзитом пересекших территорию Латвии, в этих странах не рассматриваются ("принцип первой безопасной страны").

Вопрос в другом. А надо ли опасаться беженцев и иммигрантов? Латвия — страна недонаселенная. Во всей Европе из-за падения рождаемости и роста продолжительности жизни растет удельный вес пенсионеров. В Латвии этот процесс усугубляет депопуляция: смертность превышает рождаемость, эмиграция — иммиграцию.

Лишь 54% жителей Риги трудоспособного возраста, остальные — пенсионеры и дети. Кто будет работать, платить налоги в бюджет? Мы пока из-за кризиса промышленности не чувствуем нехватки рабочих рук (хотя многие предприниматели знают, что найти толкового специалиста в ряде областей уже сегодня нелегко). Пока что развиваются отрасли, не создающие большого числа рабочих мест: банки, недвижимость, торговля (единственное исключение — строительство).

Если же в Латвии начнется возрождение промышленности, то мы сразу почувствуем дефицит молодых рабочих рук. Боязнь иммигрантов замешана на ксенофобии, вульгарном расизме. Кажется, уж кто-кто, а русскоговорящие латвийцы получили такую прививку от национализма, что к его бациллам должен был выработаться иммунитет. Однако, похоже, некоторые, наоборот, заразились ксенофобией от добелисов и табунсов… Латвия — мультикультурная страна, и появление у нас чернокожих латвийцев, латвийцев азиатского происхождения пойдет на пользу и экономике, и культурному многообразию Латвии.

ЕС — это новые возможности

Приходится сталкиваться и с другой крайностью: мол, ЕС заставит дать гражданство всем жителям, сохранить русские школы и т.п. Эти надежды столь же по-дилетантски беспочвенны, как и еврофобия, основанная на слухах. "Добрый дядя" за нас ничего не решит. Но — вступление в ЕС даст нам новые возможности защиты своих интересов.

Это не только представительство в Европарламенте, но и возможности учебы и работы для молодежи. Сегодня способному юноше с русской фамилией, даже если он потомственный гражданин и без акцента говорит по-латышски, на госслужбе карьеры не сделать. Европейского же работодателя не интересует родной язык работника — только деловые качества.

Времена луддитов?

Школьный курс истории рассказывает о движении луддитов, ломавших машины, появившиеся на британских мануфактурах. По-своему луддиты были правы: механизмы отнимали рабочие места у людей, обрекая их на голод. Точно в такой же мере правы и евроскептики. Решения, которые они предлагают, совершенно луддитские. Так что же, будем ломать машины? По-моему, лучше постараться их освоить и использовать для нашего собственного блага.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!