Foto: stock.xchng
Стоило президенту Беларуси обмолвиться, что его стране выгодно переориентировать транзит с портов Балтии на порты России, как президент Latvijas Dzelzceļš Угис Магонис стал успокаивать широкие народные массы, будто экономические факторы и уровень сервиса говорят в пользу латвийских портов.

Более того — цитирую по порталу Delfi — "…в данной ситуации нашим портам нечего опасаться". Но, как сообщает агентство Interfax, первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко так обосновал готовность переориентировать транзит с латвийских портов на российские: "…это абсолютно экономический интерес".

Так кто же из двоих выдает желаемое за действительное? Увы, Магонис! Мы вновь предались национальной забаве — наступать на грабли. Когда-то мэр Вентспилса Айвар Лембергс рассчитывал, что Россия никуда не денется без нефтяной трубы на Вентспилс, и он, красивый и умный, сможет вынудить россиян платить на его условиях. Ан нет, теперь Латвия даже на продаже на металлолом пустой зарытой трубы заработать не может.

И вот теперь лукавит глава Латвийской железной дороги, потому что именно он с подачи Министерства сообщения лишал Вентспилсский порт миллионов тонн транзитных объемов из Беларуси — калийной соли. Почему? В этом был интерес Лембергса: потеряв контроль над финансовыми потоками на терминале Kālija parks, хозяин города мог увидеть смысл в том, чтобы задушить взбунтовавшийся терминал — так не доставайся ж ты никому! — и перенести свою активность в Рижский порт.

Как калийная соль уходила из Вентспилса

Практически калийная соль из Беларуси перестала идти на Вентспилс в 2009 году. Я отслеживал эту историю с первого дня. Она развивалась так.

12.11.08 г. На встрече премьер-министров Латвии и Беларуси И. Годманиса и С. Сидорского признана важность транзита для обоих государств.

04.12.08 г. В прессу просочилась информация, что в 2009 г. тариф для белорусов до Вентспилса будет повышен с 5,68 до 6,45 латов за составо-километр. Чтобы успокоить и грузоотправителей, и грузополучателей, LDz Cargo, дочерняя кампания LDz, выпустила пресс-релиз, в котором сообщает, что в 2009 г. тариф на перевозку повышен не будет. Более того, на совместной пресс-конференции Председатель Правления LDz У. Магонис и Министр сообщения А. Шлесерс попеняли прессу за паникерство, заверили, что тарифы в 2009 г. не будут выше, чем в 2008 г.

23.12.08 г. Поставщик "Беларуськалий" информирует вентспилсский терминал Kālija parks, что LDz Cargo, уведомило о повышении тарифов в 2009 г. на 20-75%.

05.01.09 г. Из Kālija parks ушло письмо Шлесерсу и Магонису, в котором указывается, что предложенные тарифы делает вентспилсское направление по сравнению с клайпедским неконкурентоспособным. Уже шедшие в Вентспилс суда под погрузку на Индию сменили курс на Клайпеду. Терминал попросил подтвердить заявления премьера Годманиса и руководства Ldz о неизменности тарифных ставок.

06.01.09 г. "Беларуськалий" сообщает LDz, что транзит через латвийский терминал отличается надежностью и качеством сервиса, а сам Kālija parks является стратегически важным для белорусского экспорта и при этом не повышает плату на свои услуги ни на евроцент.

09.01.09 г. Kālija parks в письме Шлесерсу и Магонису указывает, что из-за тарифной политики только в первой декаде января 100 тыс. тонн калийных удобрений ушли на экспорт через Литву, а не Латвию. Прогнозирует, что при продолжении такой практики по итогам 2009 г., неполученный доход LDz Cargo, составит 2 млн. евро, а Kālija parks потеряет 1,5 млн. евро.

15.01.09 г. "Беларуськалий" в письме Шлесерсу и Магонису не скрывает разочарования курсом LDz на уничтожение перспективы использования латвийского транспортного коридора для экспорта. Особо подчеркивается, что в условиях мирового снижения цен на топливо, рост латвийских железнодорожных тарифов на 20% и более не представляется экономически обоснованным.

22.01.09 г. Балтийская ассоциация транспорта и логистики опубликовало заявление, в котором указывается, что LDz взяла курс на блокирование транзита из Беларуси, а министр Шлесерс на эту ситуацию закрывает глаза. Ассоциация предупреждает, что цепная реакция может распространиться и на российских грузоотправителей. В этом случае неполученная прибыль LDz составит 7,5 млн. евро, потери Kālija parks — 7 млн. евро. Соответственно пострадает бюджет Вентспилса и Латвии

27.01.09 г. LDz Cargo присылает в Kālija parks проект договора, по которому тарифы на перевозку калийных удобрений в 2009 г. составляют 7 евро за тонну по сравнению с 5,63 евро в 2008 г.

29.01.09 г. На арену выходит Лембергс. Он горячо агитирует за то, чтобы транзит из Беларуси НЕ ШЁЛ на Вентспилс. На пресс-конференции мэр Вентспилса заявляет, что просьбы Kālija parks и белорусских экспортеров сохранить тарифы 2009 г. на уровне 2008 г. необоснованны. Чтобы полностью добить Kālija parks, мэр и патриот Вентспилса высказал пожелание, чтобы в Риге был построен терминал, альтернативный вентспилсскому .

12.02.09 г. LDz Cargo предлагает "Беларуськалию" подписаться под повышенным тарифом на 2009 г., а конкурентоспособность латвийского коридора по отношению к литовскому обеспечить за счет снижения тарифов Kālija parks на перевалку. О том, что они на 20% ниже, чем в Клайпеде, скромно умалчивается.

17.02.09 г. "Беларуськалий" в поисках компромисса в очередной раз соглашается на повышение латвийских железнодорожных тарифов, на этот раз — до 5,85 евро за тонну, хотя Литве платит 5,42 евро.

27.03.09 г. Kālija parks информирует Каспарса Герхардса, сменившего Шлесерса на посту министра сообщения, что "Беларуськалий" предлагает уже четвертый вариант тарифа, готов платить за перевозку тонны калийной соли уже 6,11 евро, и от LDz получено устное согласие на такой тариф. Но через несколько дней белорусы получают из Латвии очередной проект, в котором стоимость перевозки прописана на уровне 6,69 евро за тонну. LDz последовательно осуществляет шаги по вытеснению белорусского транзита из Латвии.

30.03.09 г. Белорусы обращают внимание Магониса, что он лично на переговорах с генеральным директором "Беларуськалия" А. Башурой устно согласовал компромиссную ставку железнодорожного тарифа — 6,16 евро за тонну, но вместо того, чтобы подписать соответствующее соглашение, латвийская сторона теперь настаивает на 7,11 евро за тонну. Таким образом, Магонис уже на пальцах показывает, чтобы белорусский транзит убирались из его страны.

01.04.09 г. Kālija parks направляет Герхардсу письмо по поводу очередного отказа LDz от ранее достигнутой устной договоренности. Обоснование такого отказа — песня: на железной дороге принят некий внутренний конфиденциальный документ, согласно которому стоимость транспортировки грузов в сторону Риги составляет 80% от вентспилсского направления, в связи с чем, снижение для белорусов тарифа на Вентспилс будет противоречить этому решению.

Но ведь мечта Лембергса еще не стала реальностью, калийные удобрения переваливаются не в Риге, а в Вентспилсе, и пока речь идет не о конкуренции Вентспилсского порта с Рижским, а о конкуренции Вентспилса с литовской Клайпедой, где есть терминал, способный переваливать белорусскую калийную соль. Но LDz играет на стороне Лембергса и, как следствие, на пользу Литве. В течение трех месяцев в Вентспилсе не перевалено ни тонны калия, весь он идет в Клайпеду. Цена вопроса — разница в 37 сантимов за тонну между предложениями "Беларуськалия" и LDz. При этом Kālija parks дошел до последней черты, его тарифы на перевалку тонны в порту на 90 евроцентов ниже, чем в Клайпеде. При этом "Беларуськалий" готов платить Латвии за тонну перевозимых минеральных удобрений на 64 евроцента больше, чем Литве. Kālija parks просит министра сообщения помочь сохранить Латвию, как основного транзитера белорусских грузов. Министр молчит.

13.05.09 г. Kālija parks сообщает Герхардсу и Магонису, что калий по-прежнему идет не в Вентспилс, а в Клайпеду, внутренние резервы Kālija parks на исходе, предприятие вынуждено сокращать рабочие места. На фоне попыток "Беларуськалия" оказать содействие Вентспилсу в тяжелые времена, LDz настаивает на тарифе в 7,11 евро за тонну в то время, когда литовская железная дорога установила его на уровне 5,42 евро. Kālija parks предлагает принять тариф 6,16 евро за тонну, на который согласны белорусы, и таким образом сохранить конкурентоспособность латвийского транспортного коридора.

10.06.09 г. Наконец Герхардс отвечает на просьбу сохранить белорусский транзит, он сообщает терминалу, что министерство не имеет права вмешиваться в тарифную политику LDz cargo. Министр посоветовал искать решение проблемы не в Риге, а в Беларуси.

15.06.09 г. Kālija parks пишет премьеру Домбровскису, министру Герхардсу и руководителю "железки" Магонису. Показывает, что за полгода в Клайпеду вместо Вентспилса ушло порядка 1 млн. тонн. При нулевой загрузке латвийский калийный терминала просит лишь об одном — о честной конкуренции.

25.06.09 г. Лембергс на пресс-конференции причиной простоя Kālija parks назвал его якобы плохую работу с "Беларуськалием". О высокой оценке сотрудничества с терминалом, постоянно подчеркиваемой белорусскими партнерами, естественно, не обмолвился ни словом.

29.06.09 г. "Беларуськалий" в письме к Герхардсу просит обратить внимание на серьезные проблемы, приведшие с 01.01.09 г. к полному прекращению экспорта калийных удобрений через Вентспилс по причине резкого роста железнодорожных тарифов, сделавших латвийский транспортный коридор неконкурентоспособным. Особо подчеркивается, что на встрече премьеров двух стран обеспечение конкурентоспособности этого коридора признано приоритетным, но позиция LDz привела прямо к противоположному результату. Выражается надежда на помощь министра в возобновлении экспорта через Вентспилс.

29.06.09. Информагентство BNS сообщило, что прибыль LDz в 2008 г. по сравнению с 2007 г. упала в 2,1 раза. Тогда же шеф железной дороги Магонис заявил, что прибыль для предприятия не является самоцелью.

11.11.09. Вице-мэр Риги и председатель правления Рижского свободного порта Айнар Шлесерс прибыл в Москву и приблизил осуществление мечты Лембергса: обеспечил подписание соглашения с российским химическим холдингом "Уралхим" о строительстве в Риге терминала минеральных удобрений, обрекая Вентспилс на уничтожения бизнеса транзита белорусских удобрений.

Откуда растут ноги?

Ну, и откуда растут ноги ухода белорусского транзита из Латвии в балтийские порты России? В свое время я пытался найти объяснение этой антигосударственной политики у Ивара Годманиса, ставшего депутатом Европарламента. Вот каким оказался разговор:

- Ивар, г-н Магонис сообщил мне, что это была ваша затея назначить белорусам 6,16 евро за тонну калийной соли, идущей транзитом на экспорт через Вентспилс. Чем вы руководствовались?

- Очевидным соображением: если наши тарифы выше, чем у литовцев, то у белорусов нет заинтересованности направлять объемы транзитных грузов через Латвию, а не через Литву.

- Но ведь тарифы на перевалку калийной соли в Вентспилсе ниже, чем в Клайпеде, не так ли?

- Меня интересовал совокупный тариф, включающий в себя все составляющие, поэтому особое внимание я обращал на железнодорожные перевозки.

- Когда вы были премьером, Магонис устно согласовал поддерживаемую вами величину железнодорожного тарифа с грузоотправителем, но когда вы покинули пост премьера, в отличие от "Беларуськалия", отказался ее зафиксировать в документе. Почему?

- Все, что происходит в транзитной политике после меня — это не ко мне. Есть ныне действующие в этой отрасли ответственные лица, к ним и обращайтесь.

Ответственные лица есть: министр сообщения Ронис, начальник LDz Магонис, шеф LDz Cargo Мачс. Да толку! Мне довелось в 2010 г. присутствовать в Минске на круглом столе латвийско-белорусской межправительственной комиссии. Тогда представители министерства экономики Беларуси аккуратно подняли вопрос о тарифах на транзит через Латвию. И чиновники министерства сообщения Латвии быстренько поставили белоруских коллег на место — нет темы для обсуждения. Вот тогда-то я и задумался, а в чьих интересах порой действуют наши министерства экономического блока? И до сих пор четкого ответа нет. Но есть неуклюжие попытки чиновников убедить нас, что все в порядке. Врут!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!