Лондонский суд продлил применение меры пресечения в отношении представителя чеченских мятежников Ахмеда Закаева, который в суде не признал своей вины по всем выдвинутым обвинениям. В следующий раз Закаеву следует явиться в суд 9 января, когда будет рассматриваться вопрос о его выдаче России. Прогнозируется, что судебный процесс против Закаева будет долгим.

Это — цитата из официальных сообщений, которые были переведены на латышский язык и в наших средствах массовой информации. Чеченского представителя выкупили. Он свободен, но не имеет права покидать Великобританию. Закаев был освобожден под залог в 50 000 фунтов стерлингов, которые уплатила за чеченского представителя британская актриса Ванесса Рэдгрейв. Довольно странная комбинация — известная по всему миру актриса и представитель какого-то маленького народа террористов.

Теперь вновь перейдем к фактам. Россия обвиняет Закаева во многих преступлениях, включая похищение людей, попытку убийства, массовые убийства, убийство двух православных священников и более 300 солдат, ведение войны против России. Все это произошло в период с 1995 по 2000 годы. Российские должностные лица утверждают, что, например, свидетели видели, как Закаев стрелял в захваченных в плен русских строителей. Российская прокуратура передала Великобритании официальную просьбу выдать его, приложив документы, подтверждающие связь чеченского эмиссара с терроризмом.

Уже вторая страна Европейского союза стоит перед выбором: выдавать или не выдавать Закаева. Если бы на его месте находился Шамиль Басаев, который уже стал таким своеобразным российским Усамой бин Ладеном (газета "Известия" писала о железнодорожнике, который написал на сумке коллеги "Привет от Басаева" и в результате остановил движение по железной дороге на два часа и сам предстал перед судом), то все было бы ясно. И датчане, и британцы выдали бы Москве не только Басаева, но и Аслана Масхадова.

Другое дело — такой Закаев, который, даже по сравнению с Мовлади Удуговым, главным специалистом по связям с общественностью в правительстве Масхадова, раньше был никому не известен. Никому — до произошедшего в московском театре террористического акта и нескольких пренебрежительных сообщений, что такой человек организует в Копенгагене чеченский конгресс. Напомню, что в этом съезде участвовали и официальные должностные лица России — ряд депутатов Государственной думы.

Закаев попал под дорожный каток не из-за конгресса, но из-за московских событий. У российских информационных источников имеется плохо скрытый подтекст: хороший чеченец — мертвый чеченец. Хотя неофициальные результаты только что прошедшей переписи населения свидетельствуют, что эта народность в России входит по численности в первую пятерку.

Сам Закаев утверждает, что он не удивляется очередному своему задержанию, поскольку специально прибыл в Великобританию, чтобы можно было воспользоваться ее юридической системой для проверки российского требования о выдаче. Зная о требовании России, чеченский представитель при посредничестве своих адвокатов своевременно сообщил властям Великобритании о своем приезде. Правда, после допроса в полицейском участке у него отняли паспорт, но освободили под вышеуказанный залог.

В настоящее время возникает впечатление, что страны-участницы ЕС играют с Москвой в футбол. Один вратарь отдает пас другому, а полевые игроки бегают между ними. Игра закончилась без взятия ворот. Датские власти посчитали предоставленные им доказательства недостаточными и освободили Закаева из заключения. Министерство юстиции Дании свой отказ обосновало тем, что свидетелей заслушал не суд, а в допросах не участвовали адвокаты подсудимого.

Россия посчитала, что решение Дании носит политический характер, и оно противоречит международным правовым нормам. Теперь можно будет проверить, применим ли такой же вариант в Великобритании. Российские органы власти, вероятно, готовы действовать в ритме репрессий, поскольку датские товары в ряде регионов объявлены нежелательными.

Здесь можно вспомнить так называемую демонстрацию пенсионеров в 1998 году и последовавшую за ним бойкот латвийских шпрот в ряде крупных российских городов. Теперь очередь Великобритании, которая экспортирует в Россию больше, чем Дания. Однако тут актуальным становится другой вопрос: нужен ли умный Закаев для какого-то образцового суда за приписываемые ему преступления, одинаковые для всех представителей Чечни; или его будут судить за связь с конкретным деянием.

Публикуется в переводе и с сокращениями

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!