Foto: F64
Недавно прозвучавшее из кабинетов правительственной коалиции намерение ввести "больше прогрессивности" в обложении налогом доходов населения — шаг в верном направлении.

Прежнее, уже принятое в мае решение о снижении налоговой ставки с 23 до 20 процентов для доходов ниже 3750 евро в месяц и увеличении дифференцированного необлагаемого минимума до 250 евро — это бледная копия налоговой прогрессии, в которой нуждается Латвия, чтобы преодолеть социальное неравенство, побудить деловых людей тратить деньги на развитие своих предприятий, а не на предметы и услуги роскоши, поднять конкурентоспособность и вывести бизнес из теневой экономики.

"Прогрессивный" в применении к налоговой политике означает не "передовой", а прогрессирующий. Каждое следующее увеличение суммы доходов при такой политике облагается по большей ставке. Прогрессия обложения в государствах с большим историческим опытом жизни в условиях свободного рынка составляет обычно 3-5 ступеней. Например, в Великобритании — 3, в Германии — 4, в Бельгии — 5, а в Австрии − 6. Кроме того, в некоторых странах вводят необлагаемый минимум.

Почти у всех государств европейского ядра, в которое тянется латвийская политическая элита, налоговые ставки, начиная с третьей ступени, выше 30 процентов. Например, в Голландии они составляют 5,1%, 10,85%, 42% и 52% (!).

В Латвии сейчас одна ступень − 23%. Введение еще одной в 20% для девяносто пяти процентов плательщиков подоходного налога — а примерно столько получают в год меньшее 45000 евро — будет означать снижение налоговой ставки по сравнению с действующей и только. Это правильное средство для увеличения внутреннего спроса, но задач реформы не решает, а яму в бюджете неизбежно выроет.

Каким должен быть прогрессивный налог?

Больше ступеней прогрессии и больше разрывы в величинах ставок! На малые доходы — и малые ставки. Ставки на значительное превышение доходов сверх любых видов доходов большинства населения, должны быть и выше значительно. Снижение налоговых поступлений от обложения малых доходов по малым ставкам должно компенсироваться увеличением налогов, взимаемых с прироста доходов сверх доходов большинства налогоплательщиков. Тогда не будет у правительства вопроса, где взять деньги на реформу.

Автор этих строк вместе с руководителем общества "Прогрессивные" Ансисом Добелисом на основе данных СГД за 2014 года предложил Бюджетно-финансовой комиссии Сейма модель прогрессивного налогообложения с единой ставкой для зарплат и доходов с капитала, с фактическими четырьмя ступенями ставок:

  • 0% до 160 евро в месяц (вместо необлагаемого минимума)
  • 15% 160 − 600 евро в месяц
  • 25% 600 − 1500 евро в месяц
  • 35% более 1500 евро в месяц

Предложенные ступени и облагаемые интервалы доходов обеспечили бы перераспределение налоговой нагрузки при сохранении величины бюджетных поступлений. При этом, если налог, уплаченный с суммы всех зарплат, сократился бы на 7.68%, то налог со всех дивидендов вырос на 224%.

За этим нет уравниловки, за этим экономическая справедливость — те, кому рынок дает больше возможностей заработать, и вернуть обществу должны больше.

Два последних года подряд во время принятия государственных бюджетов фракция "Согласия" защищала это предложение в Сейме, последовательно обосновывала в комиссиях применение единой ставки для всех видов доходов населения и освобождение от налогов реинвестированной прибыли предприятий. Правительственные фракции Сейма отвергали все, что теперь рассматривают как свое изобретение. Не ранее, как в начале недели, заместитель председателя "Единства" Эдвардс Смилтенс заявил, что его партия в правительствах Валдиса Домбровского и Лаймдоты Страуюмы "последовательно защищала прогрессивность в налогах, чтобы уменьшить социальное неравенство."

История софистики и лукавства

История становления прогрессивного налогообложения во всех странах без исключения — это история столкновения экономических интересов, идеологической борьбы и политических баталий в поддержку или против прогрессивного налогообложения, которые не прекращаются до сих пор. С начала двадцатого века, наученные горьким опытом социальных потрясений, правительства большинства развитых государств мира применяют прогрессивный налог.

А противостоят корпорации и их лоббисты. И больше всего там, где не встречают сопротивление, где наемные работники плохо организованы, а традиции демократии слабы или утрачены. Подтверждение тому во всех пятнадцати государствах, возникших на месте Советского Союза − государствах новобогачей. Латвия в их числе.

Забавно читать, как организации, выражающие интересы обладателей больших доходов, повторяют аргументы, давно развеянные по ветру.

Кто и как только ни заговаривал общество от прогрессивного налога: и Торгово-промышленная палата (ЛТПП), и Конфедерация работодателей, и Банк Латвии, и CERTUS! Как снисходительно похлопывали по плечу Всемирный банк, который убедительно показал необходимость прогрессивного налога в Латвии. И вот надо же — им опять предлагают прогрессивный налог. И откуда? Из правительства!

Это уже не шутки, и потому объявлена мобилизация. Главный метод атаки на прогрессивный налог — выдавать свои групповые интересы за всеобщие, а прогрессию налогообложения отождествлять с повышением налога на труд. Неохота самим платить в бюджет больше налогов, потому говорят (ЛТПП), что пострадают все жители, поскольку уменьшатся их ежемесячные доходы. Но это не так.

Как мы писали выше, налоговая прогрессия означает рост уплачиваемых налогов с увеличением дохода. Это дает возможность уменьшить налог на небольшие доходы, а совсем малые от налога освободить. После того, как правительство обозначило две ступени ставок, следующая ставка может относиться уже к столь большим доходам, что доступны они только трем-пяти процентам населения. Их ежемесячные доходы уменьшатся, конечно, но не доходы "всех жителей".

Напротив, в кошельках огромного большинства латвийцев денег после налогообложения останется больше! И понесут их не в банк, а в магазины. Вырастет спрос на внутреннем рынке, у предпринимателей появится больше оснований вкладывать в свое производство, ускорится рост экономики.

Нелепы и предупреждения об увеличении эмиграции вследствие применения прогрессивного налога. Именно безденежье выталкивает наших людей на заработки за границу. А сокращение налога на доходы большинства наемных работников, малых и средних предпринимателей, удержит их в Латвии.

Президент ЛТПП Айгар Ростовский утверждает: "Чтобы мотивировать каждого остаться в стране, нужно проводить такую налоговую политику, чтобы предприниматели могли поднять среднюю зарплату и выплатить хотя бы 1050 евро после выплаты налогов", − и указывает, что нужно для этого освободить от подоходного налога прибыли предприятий и существенно уменьшить теневую экономику. Именно так! Но чтобы увеличить среднюю заработанную плату, можно уже сегодня облегчить налоговый груз на низкие зарплаты и перенести его на большие доходы. В годовом исчислении некоторые дивиденды достигают миллионов евро.

ЛТПП считает, что "увеличение налогов на труд" будет способствовать теневой экономике. Но нет − прогрессивное налогообложение создает мотивацию к выходу из тени. Правительство уже уменьшило ставку, и если будет последовательно в своем намерении вводить прогрессивный налог и увеличит ставки на большие доходы, то сможет еще уменьшить ставки на доходы до 900 евро. Это огромное количество наемных работников, получающих меньше средней зарплаты. Издержки предприятий сократятся, причин прятаться в тень у коммерсантов станет меньше.

Прогрессивный налог не только стабилизирует социальное положение населения, но запускает рыночные механизмы развития экономики и увеличивает конкурентоспособность предприятий.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!