Foto: LETA
17 марта вечером у памятника Свободы соберутся несколько десятков человек, чтобы отметить совсем некруглую годовщину — 71-летие Меморандума Латвийского Центрального совета. В основном историки и члены студенческой корпорации "Ауструмс", в которой состояли многие члены ЛЦС. Куда меньше, чем накануне — на отмечании неофициального Дня памяти легионеров, с середины 1990-х вызывающего полярную реакцию в разных частях латвийского общества и неизменное замешательство центральной и местной власти.

В целях просвещения латвийцев и всех интересующих в этом году даже издали специальную брошюру, типа малого катехизиса, дающего ответы на основные вопросы о перипетиях Латышского легиона Ваффен СС. К сожалению проблематика Латвийского Центрально совета пока не получила надлежащего освещения и внимания власти и общественности. Напомню, о чем, собственно, речь.

После "страшного года" советской власти и двух лет нацистской оккупации далеко не все жители Латвии, тогда части Остланда в составе Третьего Рейха, и оказавшиеся за ее пределами связывали свои надежды и чаяния с гитлеровской Германией или сталинским Советским Союзом. 13 августа 1943 года по инициативе профессора-юриста Константина Чаксте (сына первого президента ЛР) в тихом Задвинье в доме экс-главы совета Государственного банка Адольфа Кливе собрались видные деятели демократической Латвийской Республики, ликвидированной в 1934 году в результате переворота Карлиса Улманиса. В целях сопротивления оккупационной политике гитлеровской Германии и способствования восстановлению независимой демократической Латвии представители четырех партий, включая экс-председателя Сейма Паулса Калниньша, социал-демократов Бруно Калниньша и Волдемара Бастьяниса, представителя Демократического центра Яниса Брейкшса, экс-министра и дипломата Лудвига Сею, а также католического епископа Езупа Ранцанса, решили создать Латвийский Центральный совет. Сразу была обозначена ориентация на Великобританию и США, которые после победы над Германией должны поддержать право Латвии на демократию и независимость.

В условиях подполья активисты ЛЦС собирали и распространяли на месте информацию о политике нацистов и передавали ее за границу, привлекали в свои ряды недовольных оккупационной властью. Регулярно проводились заседания комиссий по направлениям, призванных стать министерствами восстановленной Латвии: военной, иностранной, экономической… Под руководством Константина Чаксте юридическая комиссия разработала поправки к Конституции 1922 года.

Сформировались группы поддержки в Елгаве и Вентспилсе. Установили связь с ополчением генерала Курелиса, возглавлявшего военную комиссию ЛЦС. Через курелисовцев поддерживали радиосвязь со Швецией и дальше, с западными союзниками. В ходе "лодочной акции" тысячи людей переправили на остров Готланд. Но главным свершением сторонников третьего пути стало непризнание сталинского и гитлеровского режимов- четкая манифестация принципов демократической республики 18 ноября.

Эти принципы были изложены в Меморандуме ЛЦС, появившегося на свет 17 марта 1944 года. Требование немедленного восстановления суверенитета Латвийской Республики и восстановления Конституции, указание на нелегитимность мобилизации жителей Латвии в вооруженные силы Германии при одновременном провозглашении одной из целей законного латвийского правительства "защиты латвийского государства от вторжения армии Советского Союза".

Среди 190 отважных, подписавших Меморандум 17 марта, стоят подписи последнего спикера, двух его заместителей и многих депутатов Сейма, экс-премьеров Паула Юршевскиса, Волдемара Замуэлса и еще шести министров, командующего Латвийской армией Мартиньша Пеникиса и еще шести генералов, сенаторов, судей и видных юристов, руководителей вузов и ученых, среди которых лингвист Янис Эндзелинс, профессор медицины Петерис Сникерс, композитор Язеп Витолс, художник и сценограф Янис Мунцис, архитекторы Паулс Кундзиньш и Эйжен Лаубе, писатели Карлис Скалбе, Адольф Эрс, Эльза Стерсте, лютеранский архиепископ Теодор Гринбергс, католический епископ Езуп Ранцанс и православный митрополит Августин (Петерсонс) и другие представители латвийской государственной и интеллектуальной элиты.

Для облегчения сбора подписей документ, призванный воодушевить остававшихся в Латвии и продемонстрировать западным союзникам наличие сил, выступающих за восстановление демократической республики, формально был адресован руководителям Третьего рейха. В качестве непосредственного адресата указали генерального инспектора Латышского легиона Ваффен СС генерала Рудольфа Бангерскиса. По воспоминаниям Адольфа Кливе, Рудольф Бангерскис долго отказывался от опасного поручения, но в конце концов вроде бы отправил меморандум по инстанции — главному шефу легиона рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру. Ответа из Берлина так и не последовало.

Гестапо вышло на след ЛЦС весной 1944 года. Константина Чаксте и еще нескольких активистов бросили в концлагерь. Основатель ЛЦС скончался 21 февраля 1945 года на пути из Штутгофа в концлагерь Лауэнбург в Германии. В реальном историческом времени чаяниям ЛЦС не было суждено осуществиться.

Но крот истории делает свое дело. В мае 1945-го капитулировала гитлеровская Германия, в декабре 1991-го не стало СССР. По прошествии семидесяти лет именно идеи Константина Чаксте и ЛЦС лежат в основании латвийской государственности. Однако парадоксальным образом отмечание памятных дат ЛЦС остается уделом историков и общественников.

Общественный резонанс вокруг 16 марта и 9 мая легко понять: практически в каждой латвийской семье кто-то побывал в рядах Легиона Ваффен СС или Красной армии, или каким-то иным способом сотрудничал с администрацией Третьего Рейха или советской властью. Прямых потомков центросоветчиков и курелисовцев куда как меньше… Не отрицая семейных ценностей и понимая, что за "пепел Клааса", стучит в сердцах большинства латвийцев, которые раз в четыре года участвуют в демократических выборах, все-таки отношение власти к памяти ЛЦС вызывает удивление. Тем более, что, похоже, именно рациональное восприятие истории в духе третьего пути способно положить конец войне полярных версий памяти о Второй мировой войне.

Остается надеяться, что в честь сегодняшнего некруглого юбилея Меморандума соберется чуть больше людей, чем в прошлом году. Включая министров и депутатов, не упускающих возможности при всяком удобном случае клясться демократическими ценностями. Что со временем в городах Латвии появятся улицы, названные именами членов ЛЦС и героев-курелисовцев, а памятник Константину Чаксте наконец займет достойное место в столичном пейзаже.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!