Foto: PantherMedia/Scanpix
Закрыть русское телевидение или ограничить к нему доступ - это старая идея, которая регулярно появляется в головах у латышских партработников после просмотра программы телепередач на завтра.

Интересно, что националисты жалуются на нелояльность русскоязычных и непонимание ими европейских ценностей, однако они не понимают того факта, что закрытие русских школ не исправит ситуацию. У русских не появится лояльности к государству. Нынешние школьники и студенты прекрасно говорят на латышском, но не уважают свою страну и не гордятся ею. Язык общения - это еще не вся культура, и латышский язык меньше всего отражает ценности всего латвийского общества.

Националисты не понимают того, что сегодня необходимо не только насаждать свой язык, но серьезно заняться русскоязычным культурным пространством, основной частью которого является российское телевидение. Самым худшим из всех возможных приемов станет закрытие русского ТВ.

Говорит Москва!

Собственное русскоязычное телевидение в Латвии не развито или деградировало, поэтому вещает Москва. Все смотрят в основном Первый Балтийский, НТВ, РТР, СТС и прочие каналы. Сегодня на фоне богатого и пышного российского телевидения любой латвийский канал смотрится блекло и убого.

У Москвы есть свои цели в трансляциях на Прибалтику и другие страны - это пропаганда, промывка мозгов в нужном направлении. Москва, как спрут оплетает своими информационными щупальцами страны СНГ, Прибалтику и русских в Европе. Я помню интересный эпизод. Когда я гостил у друзей в Германии, я заметил, что они смотрят НТВ и другие каналы. Они реально смотрят это и верят всему, о чем там говорится. После этих новостей и передач они и правда считают, что в России просто рай земной. А если я что-то говорил не то, они мне просто не верили. Это и есть власть пропаганды.

Понятно, что надо защищаться от пропаганды другого государства. Латвия должна этим озаботиться больше, чем количеством своих танков. Не пушки сегодня создают геополитику, а информация. И этой информационной защиты у Латвии нет.

Часть латвийского общества, русскоязычные латвийцы, ментально отдана на откуп российским властям в прямом смысле этого слова. Латвийские СМИ просто не имеют влияния на русскоязычное население Латвии. Все мы знаем, что российское ТВ сегодня контролируется администрацией Путина. Все независимые программы закрыты, а правдивые журналисты уволены. Поэтому тот, кто смотрит новости на Первом, буквально своими ушами слышит указания партии "Единая Россия". Для того, чтобы обрести подлинную независимость, Латвия должна была еще в 90-е годы создать свое, латвийское, русскоязычное ТВ, а не отдавать умы своих граждан и тем более неграждан в руки российских властей.

Зачем нужно свое русскоязычное телевидение?

Этот вопрос вообще-то должен задавать Дзинтарс своим однопартийцам и госпоже Аболтине. Ведь очевидно, что русские не уйдут, и их насильно не облатышишь. Остается только одно - сделать их своими союзниками перед лицом растущего влияния России.

Итак, зачем нам собственное русское ТВ?

1. Чтобы избавить страну от российской пропаганды.

2. Создать свое внутреннее русскоязычное культурное пространство, которое по факту уже сейчас отличается от российской культуры. Нужно свое ТВ для независимого развития русскоязычной общины, чтобы она не кормилась с рук Кремля, а имела свое собственное суждение на все явления в обществе. Латвийским политикам оно нужно также для контроля над этой общиной.

Сейчас существует ТВ для русскоязычных, но оно не понимает, что делает. Оно пребывает в эмбриональном состоянии и подвержено любому влиянию. Оно пока ставит себе только одну цель: выжить. Нет идей, нет денег, поэтому полно бездарей и неграмотных журналистов, которые пишут не "два года назад", а "два года обратно".

Русское телевидение в Латвии станет фундаментом для развития русской культуры вне России. Мне скажут - зачем? Ведь есть Великая Россия, древняя земля, там русская культура, там русский дух, там Русью пахнет. Я отвечу: нет, Русью там уже не пахнет. По Арбату ходят совсем не русские люди и русские святыни, по большей части, принадлежат уже не русским, и чаще всего эти святыни находятся за пределами России. Через десять лет умрет последний интеллигент в Твери, и окажется, что все носители русской культуры остались только на Западе, преподают русскую словесность в Оксфорде и Фрайбурге.

Культура сегодня не связана с землей и территорией. Культура находится в воздухе, в радио и видеоэфире. Культура сегодня передается по могучим жилам оптоволоконного кабеля, оплетающего весь мир интернетом. Поэтому тот, кто властвует в эфире, тот и контролирует общество.

Латвия сегодня не контролирует половину своего населения. Она будет его контролировать только тогда, когда приберет к рукам русское ТВ. Не уничтожит его, а именно приберет к рукам. Уничтожить ТВ в современном мире невозможно: есть спутниковые тарелки, интернет-тв и прочие технические новшества. Кроме того, любой запрет приводит к ажиотажному спросу на запрещенный товар, поэтому русское ТВ из Москвы станет еще более востребованным. По этой причине запрещать его строго противопоказано. Его нужно не запрещать, а создавать самим.

Что дает независимое от России русскоязычное культурное пространство, созданное своим телевидением? Это конечно, свобода от кремлевской политики. Конечно, новое культурное пространство не может быть стерильным и существовать без политики вообще, поэтому вполне вероятно, что это место займут различные оппозиционные Кремлю силы. Ничего плохого в этом нет. Русские оппозиционеры – это политический буфер. По сути, это станет своеобразным нейтрализатором московского воздействия на Восточную Европу. Сегодня Кремль информационный монополист, поэтому нужна политическая информационная альтернатива.

Кому это выгодно? Всем

Русским латвийцам это выгодно тем, что они перестанут себя чувствовать провинциалами, и начнут сами творить. Проснется самосознание.

Латышам выгодно тем, что русскоязычные выйдут из-под контроля Москвы. И навеки решится проблема противостояния с русскими. Латвия в глазах всего мира станет нормальной демократической страной, а не политическим фриком.

Также это выгодно Восточной Европе, потому что проблема русских стоит не только в Латвии, она остро ощущается в Украине, Эстонии, Грузии и Абхазии и других странах. И только намечается в странах Западной Европы. С увеличением количества русских в Европе эта проблема появится и там.

Евросоюзу это нужно для того, чтобы иметь плацдарм для кремлевской оппозиции. И вообще, свои, европейские русские гораздо лучше русских из России. К тому же европейское русскоязычное информационное и культурное пространство станет альтернативой российским СМИ. Европе необходим механизм воздействия своих русских на российских граждан в самой России.

А мы бедные-бедные, что мы можем?

Меня спросят: допустим, мы все это осознали и страстно этого захотели. Как нам это создать? В Латвии для этого нет людей и нет денег.

Про деньги как раз все понятно - русскоязычные европейские СМИ должны создаваться на деньги Евросоюза. Создание европейской русскоязычной субкультуры - это общеевропейская цель. Можно сказать, это основная геополитическая бомба в информационной войне за умы. Можно выделить на нее пару центов, для немецкого кармана это будет не обременительно.

Сложнее с качеством. Кто будет делать интересные передачи, снимать кино и прочее? Да, в Прибалтике таких журналистов мало, в ЕС тоже. Но они есть в большом количестве в самой России. Масса талантливых журналистов, режиссеров и других творческих людей сидят без дела в России и не могут воплотить свои задумки в жизнь. Им не дают слова, поскольку на ТВ сейчас попадают не лучшие и талантливые, а удобные, только те, которые поддерживают Путина. Кто вовремя не успел поклониться властям, теперь вынуждены уйти в никуда. Эти люди обычно умны и талантливы, они, как правило, придерживаются европейских ценностей, а в России это сейчас не модно.

Это очень выгодная ситуация. Можно с легкостью нанимать таких журналистов или заказывать нужные передачи на российских студиях. Из Москвы в Ригу ехать всего ничего - одну ночь на поезде. Каждый согласится воплотить свой замысел на латвийской земле. Рижская киностудия и телевидение могут возродиться в совсем ином облике.

Хотя - зачем я все это говорю? В правительстве фантазии не популярны. Гораздо проще в Сейме повысить налог на русские передачи...

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!