Foto: DELFI
Чем характерна такая типичная постсоветская «демократия», как Латвия? Тем, что наиболее жирные куски народного хозяйства отходят в собственность уважаемых людей со Священными Правами, а наименее интересные вешаются на шею государства и налогоплательщиков.

Понятное дело, единственная цель эффективных менеджеров – получить максимальную прибыль. Ради этого делается всё возможное.



Эта статья была опубликована в блоге Кирилла Данилина на DELFI



Вот, к примеру, есть у нас такое предприятие – «Латвэнерго». Пока что ещё оно принадлежит нам – вернее, государству, которое вроде как представляет наши интересы. Но даже несмотря на это тарифы всё время растут, электроэнергия постоянно дорожает. Вот и теперь, с 1 апреля, наш энергетический монополист планирует повысить уже существующие тарифы на 20%. Активно обсуждается идея продать «Латвэнерго» иностранным инвесторам.

Есть такой известный латышский публицист – Янис Кучинскис. Недавно Янис написал статью «Латвэнерго – основа нашего благосостояния», где отлично описал последствия денационализации естественных монополий, таких как «Латвэнерго» и «Латвийская железная дорога». Если уже сейчас люди из правления «Латвэнерго» говорят о том, что протесты против роста тарифов неуместны, то что будет в случае, если предприятие будет полностью приватизировано? Какие могут быть претензии к частной фирме, которая повышает стоимость своей продукции? Не нравится – не покупай.

Я думаю, что люди, одобряющие повышение тарифов, плохо себе представляют последствия принятия такого решения в нынешней ситуации. Дело в том, что она кардинально отличается от той, которая была ещё лет 5 назад: Латвия, как и большая часть стран мира, входит в водоворот Великой Депрессии-2. Уже сейчас в нашей стране только официальный уровень безработицы – 16%. В очереди на «столатовые работы» стоят тысячи человек. Уже сейчас многие люди ежемесячно делают выбор, за что им платить: за квартиру, за кредит, или за еду? В свете того, что просветления в экономике нет, и пока не предвидится, очевидно, что рост цен на электричество будет ещё одним ударом по семейному бюджету. Для некоторых – финальным.

Многие сограждане отказываются верить в кризис, обосновывая это своим обеспеченным положением и аргументами уровня «да вон, на улице куча новых машин, какой кризис?». На самом деле им, конечно, просто не интересно, чем живут другие люди. У меня во дворе тоже стоит куча новых машин – не припарковаться. Но этой зимой в моём подъезде жильцы пяти квартир из пятнадцати отключали батареи, чтобы заплатить за все кредиты (включая кредит за новую машину) и приобрести товары первой необходимости. Люди реально кутались в одеяла и пледы. Но эта экономия била по карману их соседей, на обогрев квартир которых теперь требовалось больше энергии, чем обычно. Так или иначе, финансовые неурядицы одних людей влияют на других – ведь мы все живём в одном обществе, вместе работаем и зависим друг от друга. Таким образом, всё больше людей втягивается в воронку, из которой очень трудно выбраться. Количество новых машин – это не показатель. Когда не будет возможности платить за лизинг, банк отнимет их, и даже этот фальшивый фасад благосостояния нашего общества развалится окончательно.

Когда в советское время возводили целые районы многоквартирных домов, никто не предполагал, что произойдёт реставрация капитализма, а затем – мощнейший финансовый кризис, который сделает проживание в таком доме весьма проблематичным. Уже сейчас есть проблемы с большими задолженностями многоэтажных домов за отопление. Как нетрудно догадаться, поводов для уменьшения этого долга в ближайшее время нет. Что будут делать с такими домами в условиях острого кризиса? Есть вероятность, что долги будут погашать самоуправления. Но и они ограничены в средствах. Может, государство возьмёт ещё один кредит для погашения коммунальных долгов граждан? Это нонсенс. Так что наиболее вероятен другой вариант: за критическую массу неплатежей целые дома будут отключать от отопления и электричества.

Представьте себе жизнь в таком доме. Вы, наверное, видели кадры домов в Тбилиси с трубами «буржуек», торчащих из окон? Говорят, очень перспективная молодая демократия. Причём и к этому у нас народ привыкнет – и очень быстро. Народ у нас ко всему привыкает: от развала единой страны и «прихватизации» народного достояния до пенсионеров, ищущих еду в мусорниках. Дело-то житейское, чего там. Первое время поохают, поахают, а со временем привыкнут. Сначала «ой, вы слышали, что в N-ском районе отключили свет? Ужас какой-то!». А потом – «да, теперь и в нашем подьезде вечно эти маргиналы сидят». Это произойдёт очень быстро. Вчера – человек, сегодня – «маргинал» или бомж. Мы теперь живём в свободной стране. Одни свободны умирать от холода и голода в вымерзающей бетонной коробке, а другие свободны закрывать на это глаза. Мы же закрывали глаза на все ужасы последних 20 лет – и это «съедим». Впрочем, независимая пресса позаботится о том, чтобы подобные новости нас беспокоили как можно меньше.

Но я хочу объяснить, почему это касается практически всех жителей больших городов. Во-первых, вы можете оказаться тем жильцом, который исправно платит за квартиру, но едва ли не единственный в своём доме – и которого в результате отключат вместе со всеми. Во-вторых, представьте себе, что будут представлять собой районы с домами, отключёнными от электроэнергии и тепла. Далеко не все могут уехать жить в деревню к бабушке. Далеко не все могут позволить себе снимать квартиру в другом месте. И найти работу за рубежом сейчас будет всё труднее. А ведь людям каждый день надо что-то кушать, надо чем-то отапливаться в холодное время. Это значит, что такие районы очень быстро станут криминальной клоакой. Поход за хлебом в таком месте превратится в аттракцион «вернись домой с непроломленной головой». Кроме того, у нас в городах нет чёткого разделения на «плохие» и «хорошие» районы, так сложилось исторически. Поэтому, учитывая особенности городской застройки в Латвии, проблема со взрывным ростом криминала коснётся практически всех.

Вот к каким жутким вещам мы, если так вдуматься, подошли вплотную. Но, как ни объясняй нашему человеку такие перспективы, он ни за что в это не поверит, хотя всё достаточно наглядно. В лучшем случае спросит: «а я-то что могу сделать?».

Действительно, что может сделать один маленький человек? На самом деле, он может сделать очень многое. Во-первых, он может начать с того, что как следует разберётся в сложившейся ситуации, и в том, как она касается лично его. Во-вторых, прикинет: а как так получилось, что общенародное, стратегически важное для жизни народа достояние утекает в руки различных «инвесторов» и «стратегических партнёров»? Когда и с чего это началось? И не это ли являлось конечной целью борьбы за независимость в 80-е и 90-е годы во всех республиках СССР?

В-третьих, можно отслеживать наиболее перспективные общественные движения, которые занимаются этими вопросами, и вливаться в них или помогать советами. В любом случае, это поможет обрести единомышленников и оценить действенность различных методов коллективной борьбы. Либо можно создать свою собственную организацию. Как нетрудно догадаться, сегодняшняя плачевная ситуация сложилась потому, что мощных общественных движений у нас просто нет. Есть профсоюзы – но это организации с весьма ограниченными возможностями. Более того, они обычно действуют только тогда, когда что-то угрожает непосредственно работникам – например, возможность сокращений. Есть небольшие движения вроде «Евроскептиков». В общем, что-то есть, но у этого «что-то» пока нет чётко поставленных целей и влияния.

Необходимо понять, что нашу любимую привычку закрывать на всё глаза мы больше позволить себе не можем. Нас уже «дожирают до костей», без преувеличения. Вот есть эта ситуация – и есть мы. Почему ситуация на данный момент безвыходная? Потому что не проводится тщательная, кропотливая работа по поиску этого самого выхода, которая бы втягивала в себя максимальное количество нашего активного населения. И если этим не занимается правительство, эту функцию должны взять на себя партии и общественные организации.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!