Foto: Shutterstock
Через два года Латвия будет праздновать столетний юбилей. И как у каждого уважающего себя государства, у нас есть свои традиции. Одна из них — раз в определённый период начинать политические игрища вокруг несчастных школ, реализующих программы для детей, родившихся в так называемых семьях национальных меньшинств, которые, надо заметить, в некоторых городах Латвии составляют самое что ни на есть большинство. Но на такие мелочи у нас давно не принято обращать внимание.

Если присмотреться к процессу, то станет заметно сходство с перетягиванием каната. Вот политики собрались с духом и потянули — "пора, пора уже перевести все школы Латвии на единственный и могучий". В ответ общество родителей, педагогов и даже самих детей хватается за другой конец и начинает его тянуть в другую сторону. При этом, победить в этом перетягивании, даже не рассчитывая. Предел мечтаний — вернуть всё в исходное положение. После этого передохнуть и снова начинать копить силы. Поскольку традиция. А традициям положено повторяться.

Соревнование печальное и, я бы даже сказал, позорное явление в нашей жизни. Оно наглядно показывает распределение ролей в реальности. Могут проходить конференции, существовать разные консультационные советы при министерстве образования и при президенте. Но все они бессильны против упрямых, основанных исключительно на националистических лозунгах и желаниях некоторых политических сил, которые легко и на голубом глазу говорят — "нам плевать на все ваши возражения, нам неинтересно что вы там себе выдумываете, нам всё равно что говорят профессионалы. Мы знаем как надо и мы будем решать как правильно воспитывать ВАШИХ детей." Закон джунглей. Кто сильнее, тот и прав. На самом деле, при разработке декларации вообще решили всякие неправительственные организации не привлекать. Но это так, дополнительный, но характерный штрих на нашей политической картине. Главное ведь что? План принять. А как потом его выполнять, кому его выполнять и что в результате получится — это уже никого не интересующие мелочи. Получится — хорошо. Не получится — ну что ж, в следующий раз попробуем по-другому. Ответственность только одна — политическая. То есть никакой.

Что ещё печалит в этом перетягивании каната? Задействуется масса людей, у которых хватает других интересов. Им за эту навязанную игру не платят, в отличие от политиков. Им бы денег заработать, детей воспитать, со счетами разобраться да отпуск с пользой провести. Но никуда не деться. Гражданская позиция, забота о будущем детей и банальная совесть — заставляют людей терять своё время на эту борьбу с вроде бы как своим государством, которое и дня не проходит, всё заявляет как оно всех нас любит и как о нас всех заботится. И латышей и русских и всех-всех-всех.

Интересна реакция латышского общества, которое вообще не знает что творится в наших школах, но чувствует появляющееся напряжение и реагирует предсказуемо — оно на стороне государства. "Учиться только на латышском? Где же тут проблема? Мы вон учимся и ничего." Как в том анекдоте про голод и Ленина, который ест медок и не жужжит. А тут опять эти русские недовольны. А должны-то радоваться. О них заботятся, создают равные условия! А тут такая неблагодарность в ответ. Реакция обывателя, на самом деле, по-человечески понятна. Хоть и неприятна. Простой человек, даже если это так называемый средний класс, нюансы образовательной системы чувствует и понимает очень слабо. Ему сложно влезть в чужую шкуру и посмотреть на всё это с чужой колокольни. Я уже не говорю про знание законов и правил кабинета министров. Поэтому недобросовестным политикам тут большое поле для самых разных спекуляций. Но однозначно плохо, что молчит и интеллигенция, молчит и так называемое "либеральное крыло". История показывает, что они выходят на свет обычно потом. В последнем акте. После социального "взрыва". Прошлый раз "бомбануло" референдумом о втором государственном языке. И хор голосов стал слышен со всех сторон. "Как же так пропустили?", "Надо было обсуждать", "Надо слушать", "Нужен диалог" и т.д. и т.п. Много красивых и умных слов. Жизнь на год остановилась. Разбиты дороги? Частная земля под многоэтажными зданиями? Очереди в больницах? Маленькие пенсии? Парексы и Лиепайские металлурги? Нет, не слышали. Есть вопросы поважнее. На каком языке учит математику бедный первоклассник. Вот что важно. Так важно, что "и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!" А то не дай бог, если на неправильном языке таблицу умножения будут знать.

И только родители, получившие очередную порцию шоковой терапии, подсчитывают — потянут ли они частные школы, поможет ли Россия (ох уж эта тяга к "заграница нам поможет"), начинать ли сразу детей готовить к высшему образованию на английском? И куда послать министра, рассуждающего о лояльности... А вместе с ним и всех политиков, устраивающих провокацию в государственных масштабах и тех, кто им в этом помогает. А дети всё это видят. Слушают и впитывают. И растут в этой атмосфере "любви и заботы". И скоро тоже начнут участвовать в этой безумной игре по перетягиванию каната. Хотя, я всё же не перестаю надеяться, что конкретно эта традиция себя изживёт. И тогда школы с родителями, наконец, смогут вздохнуть и заняться действительно важными и нужными делами.

P.S. По теме недавно появилось очень хорошее интервью Елены Матьякубовой на "Радио Балтком", где она последовательно и чётко описывает текущее положение дел в школах для русских детей.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!