До сих пор премьер-министру Эйнару Репше удавалось выглядеть безупречно чистым борцом с коррупцией. Этому не мешали ни сборы "гонорара", ни манипуляции с законодательными нормами, ни своеобразная кадровая политика. И вот это время подошло к концу.
Несколько недель назад я получил письмо от помощницы премьер-министра Эйнара Репше, в котором от имени главы правительства, среди прочего, содержалось утверждение, что премьер является не государственным должностным лицом, но "политическим лицом". Я удивился — что это значит? Может быть, глава правительства действительно сигнализирует, что законы писаны не для кристально чистых личностей, которым в святой борьбе с коррумпированной мафией необязательно соблюдать мелочные нормы малозначительных законов?

Премьер ответил на этот вопрос не словами, а делом. Рассказ об этом очень короток, прост и нагляден, можно сказать даже — человечен. Действующее в Латвии антикоррупционное законодательство строго определяет, что все полученные государственными должностными лицами подарки (сделанные не родственниками), стоимость которых превышает 50 латов, являются собственностью государства. Так же строго определено, что в течение недели после получения подарка должностному лицу следует в письменном виде сообщить о его получении, и подарок нужно поставить на официальный учет.

Именно так и должен был поступить премьер с комплектом формы пилота, который, по сообщению прессы, он получил во второй половине августа как подарок от командующего Латвийскими воздушными силами. Уже тогда, учитывая увлечение главы правительства военными игрушками, показалось, что этот подарочек может показаться премьерскому сердцу особенно близким и приятным.

Существует и законный путь, как должностные лица могут не расставаться с подарками. Полученные подарки следует официально оценить, после чего должностное лицо вправе его выкупить. Не составляет труда выяснить в министерстве обороны: даже вместе с кальсонами и носками полученный премьером комбинезон, фуражка и сапоги стоят примерно 70 латов.

Однако, как оказалось месяц спустя, Эйнар Репше выбрал простейший путь — в находящемся в Государственной канцелярии списке официально зарегистрированных подарков премьера можно найти кассеты, книги, бутылки и сувениры. Комбинезон с надписью "Премьер-министр Эйнар Репше" как-то растаял, исчез, "прихватизировался". Вроде бы мелочь, но фактически — нечто очень, очень серьезное.

Каждому ясно, как в стране может вестись, например, борьба с воровством или проституцией, если главный борец с ворами или сутенерами где-то приворовывает или вечером посещает бордель. Здесь фактически то же самое: человек объявил себя главным борцом с коррупцией, но во имя личного интереса — из-за красивого костюма — наплевал на существующее антикоррупционное законодательство. И каждый дорожный полицейский может спросить: чем история с комбинезоном лучше "законной" пятерки на лапу.

Если продемонстрированный премьером принцип "То, что позволено Юпитеру, не позволено быку" и есть хваленая этика "нового времени", то это просто прискорбно. И очень может быть, что самое печальное еще впереди: после огласки этого факта любителю комбинезонов придется же как-то оправдываться. Можно только предполагать, какая версия будет выбрана — командование Воздушными силами будет вынуждено заявить, что премьер когда-то вернул подарок назад; в Государственной канцелярии будет найден козел отпущения, который (конечно же, побуждаемый мафиозными коррупционерами) не зарегистрировал комбинезон премьер-министра, или будет придумано что-либо еще.

Внутренний голос подсказывает, что все ограничится уже привычным: "То, что враги вставляют нам палки в колеса, свидетельствует: мы на правильном пути". Фактически, интересно только одно — что же скажут наши новые главные борцы с коррупцией. Новую исполняющую обязанности руководительницы Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Юту Стрике неоднократно упрекали, что она является "ставленницей" и "марионеткой" премьер-министра Эйнара Репше. Так это или нет, скоро выяснится — остается только следить за тем, как поступит принципиальный борец, когда в связи с "прихватизированным" комбинезоном придется хватать за одежду самого патрона. Чтобы ей было труднее уклониться от необходимости оценить это дело, вчера информация о комбинезоне премьера была направлена в БПБК.

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!