Допускаю, что со времени написания книги отношение французского государства к своему главному "протокольному ордену" изменилось в лучшую сторону. Однако в действительности эта нелестная характеристика пришла мне в голову после обобщения всех тех странных поворотов, которые в последнее время все чаще наблюдаются вокруг "официальных ценностей" современной Латвийской республики.

То, что Орден Трех звезд раздается налево и направо, не обходя ни хороших знакомых, ни отправляемых на пенсию работников и камердинеров, ни секретарш министров и обвиняемых в изнасиловании земессаргов, обсуждалось уже неоднократно. Но, как гласит народная присказка, черного кобеля не отмоешь добела. И в самом деле, пусть оно так будет. Конечно, неприятно, что, несмотря на все протесты общественности, критерии, по которым выбирают кандидатов на награждение, до сих пор не ясны.

Однако все это мелочи. Как сказал внук Леонида Брежнева, в конце концов, кому не хватит колбасы, если генеральному секретарю или еще кому-нибудь дадут еще одну блестящую цацку. Но можно сравнить навешивание цацек с предоставлением латвийского гражданства, и тогда станет ясно, что ситуация здесь намного более тревожна. Хотя, по крайней мере пока, беспокоиться об этом не принято.

Да, теоретически и латвийское гражданство (как, фактически, и любой страны — конечно, если речь не идет о Береге слоновой кости или о чем-то подобном) является довольно серьезной вещью. Оно дает гражданину право избирать, быть избранным, работать адвокатом, пожарным и т.д. — как это предусматривается своеобразным законодательством нашей страны.

В мире (за исключением Берега слоновой кости) гражданство именно так и воспринимают: в отличие от позолоченных цацек, для его получения обычно необходимы действительно значительные заслуги (или инвестирование основательных средств), горы заполненных бумаг, многолетнее терпеливое ожидание, безукоризненное поведение и, конечно, ясно выраженные свидетельства уважения и интереса к конкретной стране.

О внеочередном предоставлении латвийского гражданства кандидату на пост директора Бюро по защите Конституции было достаточно дискуссий. И вопрос о том, давать или не давать латвийское гражданство перспективному баскетболисту из США, обсуждался довольно широко. Конечно, и после этой дискуссии не станет яснее, почему с русского, который всю жизнь прожил в Латвии, для получения гражданства требуют знаний языка, истории, Конституции и несть еще чего, а в отношении к американскому баскетболисту совершенно достаточно его заверения, что он "полон решимости овладеть латышским языком, изучать культуру и историю Латвии, ее Конституцию".

Опять-таки у меня нет уверенности, что высшую ценность латвийского государства — ее Конституцию — будет способен с честью и достаточно беззаветно защищать директор учреждения под названием "Бюро по защите Конституции", которому отказаться от гражданства чужой страны мешают так и не названные "семейные обстоятельства" и пока что не улаженные "личные причины".

Конечно, большая политика есть большая политика — кто там будет учитывать какие-то смешные этические нормы. К тому же применение двойных стандартов в вопросах гражданства в Латвии издавна фактически является нормой жизни: вспомним хотя бы президента Parekss banks, который, потеряв полученное мошенническим путем латвийское гражданство, быстро вернул его "за особые заслуги".

Однако, даже учитывая все эти "латвийские традиции", я как-то не могу представить не только европейскую страну, но даже и самую невежественную Россию, Нигерию или тот же несчастный Берег слоновой кости, где представитель правительства осмелился бы рекламировать гражданство своей страны как своего рода туристический ваучер. Именно это на прошлой неделе сделала нынешний министр иностранных дел Сандра Калниете. Как сообщило агентство BNS, она "в письме общественной организации "Союз граждан и неграждан" призвала неграждан получать гражданство, которое, параллельно с другими преимуществами, гарантировало бы им возможность пользоваться безвизовым режимом со странами, с которыми у Латвии заключены такие договоры".

Будем реалистами: хорошо, если для каждого десятого из тех 60 тысяч человек, которые, по официальной статистике, к 28 февраля прошли процесс натурализации, синий документ действительно является объектом какого-либо уважения и гордости. И поэтому, конечно, возможность обойтись без виз становится для потенциального гражданина намного более важным аргументом, чем ура-патриотические клики о чести, привилегиях, гражданской ответственности и обо всем остальном, что обеспечивает темно-синяя книжица. Однако вряд ли это та область, в которой допустимо на правительственном уровне отказываться от проявления какого-либо уважения к своей стране, называя ее паспорт универсальным туристическим ваучером. Мне, по крайней мере, становится как-то странно на душе при мысли о том, каких, например, депутатов изберут новые владельцы этих паспортов, которые в комплекте с ваучером, названным по имени Сандры Калниете, получат и латвийское гражданство. Хотя, конечно, можно сказать и так: пусть об этом болит голова у ЕС. По крайней мере, это не будет ложью.

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!