Латвийские правые уверяют, что празднование 60-й годовщины разгрома гитлеровской Германии и конца Второй мировой войны "не наши праздники", и победители в той войне вроде тоже "не наши". Зато среди "наших" легионеры СС, которыми призывают гордится…
Другое мнение: Размышления на тему "освобождения" Риги

"Лишь полнота порождает ясность".
Ф.Шиллер

Процессы в истории редко бывают идеально чистыми. Однако существуют критерии, позволяющие одни из них оценить как положительные, а другие как отрицательные. Не зря в Библии сказано, что надо судить "по плодам".

Конечно, исходя из лозунга "Что хорошо для латышей, то хорошо для всей планеты!", события Второй мировой были отрицательными. Но если воспринимать случившиеся как процесс глобального развития, а Латвию как часть этого процесса, то надо признать, что судьба благоволила не только к глобальным процессам, но и к Латвии.

Чтобы понять это, а также то, почему отдельно взятой Латвии кажется, что весь мир идет не в ногу, надо посмотреть на Вторую мировую войну под разными углами: глобально и в масштабе Латвии, субъективно с точки зрения ветерана войны и с колокольни современного правящего латвийского политика. То есть попытаться приблизиться к той самой порождающей ясность полноте.

Наш мир — дитя победы

В Латвии забывают, что современный западный мир, к которому мы столь гордо сегодня себя причисляем, является прямым следствием Второй мировой войны. Это не только хронологически, но и идейно ПОСЛЕВОЕННЫЙ мир.

В мае 1945 года мир содрогнулся от пережитого и понял, что отныне жить по-прежнему уже невозможно. Эти лишь теперь западникам кажется, что права личности и демократия — самодостаточные высшие ценности, а ЕС и НАТО объединили друзей и единомышленников. В действительности государства Европы веками враждовали между собой, а тоталитаризм и шовинизм был в порядке вещей для довоенных государств. Ку-клукс-клан и расовая сегрегация не мешали американской демократии, точно также как латышам диктатор Карлис Улманис казался величайшим благом.

Война заставила мир измениться. И он изменился — пусть не сразу, пусть со скрипом, но изменился. 60 лет без полномасштабной войны — такого еще не было! Глобальная политика, глобальные решения — такого довоенный мир, где каждый жил в "каморке" своего национального государства, не знал.

Фактически все это было рождено в горниле Второй мировой войны. Именно она заставила людей осознать, что никто не способен остаться в стороне от глобальных процессов, что худой мир, даже в виде "холодной войны", лучше войны настоящей, что договориться могут даже злейшие враги, надо только хотеть друг друга слышать. Впервые лидеры стран стали других воспринимать не как врагов и себя не как единственного носителя единственно верной истины, а как партнеров по общей игре на общем глобальном поле.

Не отмечать столь значимую веху мировой истории, как конец Второй мировой войны, может лишь непримиримый враг современного западного мира. Латвия — единомышленник бин Ладена?

В контексте "меньшего зла"

Ладно, — возразит "практичный латыш", которого не заботят "заумные" речи и который во всем пытается найти ощутимую выгоду, — а Латвии то что от этого? Почему латыш должен радоваться тому, что западные демократы, как уверяют наши правые политики, предали Латвию в Ялте?

Попытаемся понять, какой была альтернатива и почему "предатели" поступили именно так. Был ли шанс восстановить независимость Латвии после войны? Реально — никакого. Нереально в условиях, когда без Сталина одолеть нацизм было невозможно, отобрать у него страны Балтии. Во всяком случае, труднее, чем сегодня отнять Северную Ирландию у Англии или Техас отдать обратно Мексике.

Поддержать Гитлера, как то сделали легионеры? Сначала посмотрите на тогдашнюю политическую карту мира. Представьте, что Гитлер разбил в пух и прах Сталина, а потом развернулся и слопал Англию с ее империей. Что останется?

Практически все колониальные империи с их ресурсами — под нацистами или японцами, а это почти вся Европа, Азия и Африка. "Нейтралы" вроде франкистской Испании и салазаровской Португалии сразу бы стали на сторону победителя, точно так же поступили бы Турция, Иран и большая часть стран Южной Америки (недаром именно там искали убежище нацисты после войны).

Фактически США остались бы в гордом одиночестве. Сомневаюсь, что им тогда помогла бы даже пара ядерных бомб. Тем более, что Вернер фон Браун и технологии ракетного оружия были в распоряжении Германии, а хиросимскую бомбу США сделали из трофейного немецкого урана. Так что еще не известно, на кого бы она упала.

Ну а Латвия? А Латвии не было — по плану "Ост" эту территорию планировалось онемечить за двадцать лет, т.е. к 1965 году "латышский вопрос" был бы "решен окончательно". Стоило ли за это умирать легионерам?

И не надо рассказывать сказки, что немцы под конец войны зачислили латышей в арийцы — сделали они это тогда, когда стало ясно, что все уже проиграно. Зато немцы уничтожили сто тысяч граждан Латвии и депортировали еще почти четверть миллиона. Между прочим, этих жертв нацистских депортаций теперь пытаются объявить спасенными от сталинского ига. Столь же разумно и депортированных в 1940 году сталинистами евреев назвать "спасенными от Холокоста" — ведь иначе нацисты бы их расстреляли. И Гитлер бы вывез всех латышей, если бы в 1944 году удары войск антигитлеровской коалиции не помешали. Советское владычество за полвека не натворило и четверти того, что нацисты за неполных четыре года.

На том и кончилась бы мечта о независимой Латвии. Вывезенные из Латвии латыши разбрелись бы по свету. Ну а пустой "освобожденную от латышей" Гитлером Латвию Сталин бы не оставил. Ну и далее соответственно: ни латышей, ни Атмоды.

В таких условиях полувековой "летаргический сон" в виде псевдогосударственности Латвийской ССР с ее возможностями для развития латышского образования и культуры (даже Сталин не додумался переводить латышские школы "в основном, на государственный") сохранили возможность возрождения независимой Латвии. Что и было использовано в 1990 году. Так что исходя из теории "меньшего зла", как раз Советский Союз и был им.

Запад Латвию не предал, а сделал все реально возможное, чтобы такое возрождение стало реализуемым, в том числе, США ежегодно уведомляли руководство СССР, что не признают инкорпорацию стран Балтии. Это стало правовой основой для быстрого восстановления независимости после начала Атмоды.

Если воспринимать политику как "искусство достижения возможного", то Запад после войны сделал максимум реально возможного для блага Латвии. Латвию не постигла участь Тувы, которая потеряла независимость и была инкопорирована в состав Российской Федерации в 1944 году. Мечтать не запрещено, но желательно и с реальностью считаться.

По сути, восстановление независимости Латвии стало возможным лишь благодаря победе антигитлеровской коалиции. И кто-то после этого скажет, что разгром Гитлера — не наш праздник, а Запад нас предал?

Глазами ветерана

Правые политики почему-то полагают, что представитель русских СМИ обязательно должен призывать "клеймить позором фашистских недобитков" — бывших легионеров. Очевидно, ожидается, что русские СМИ будут вести себя столь же не достойно, как правые политики, которые нещадно шельмуют "красных бандитов" — тех, кто воевал против нацистов.

Повод вроде есть — ну, нелепо называть "борцами за свободу" формирование, которое учредил Гитлер и которым командовали немецкие генералы СС, а латыши исполняли лишь роль "пушечного мяса"! Какой Гитлер борец за независимость Латвии!

Однако постараемся отделить политику и политиканов, таких, как лидеры Объединения национальных солдат, которые явно работают на увеличение электората крайне правых партий, от ветеранов, стоящих вне политики.

Пора привыкать к тому, что люди разные и имеют полное право отдыхать по своему усмотрению. И никто не в праве запретить старикам собраться в кабачке 16 марта или 13 октября, чтобы поговорить о пережитом. И пора понять, что эти люди в годы войны были лишь винтиками гигантской машины. Большинство из них не было рождено для войны и было бы только радо, если войн не было вообще. Был выбор между расстрелом за отказ воевать и шансом выжить на фронте. Что бы выбрали вы?

Хочется попросить о двух вещах. Во-первых, убрать политиков и СМИ подальше от этих стариков и дать им спокойно порадоваться тем немногим днями жизни, которые им еще остались.

Во-вторых, перестать стариков делить на "своих" и "чужих", "плохих" и "хороших". Если кому-то красные знамена и вагоны с депортированными мешают разглядеть самоотверженную борьбу русских против жаждущего полного уничтожения "недочеловеков" врага, то не надо обижаться, что и другим тот же "дефект зрения" не позволяет увидеть желание латышей смыть позор 1940 года за готическими буквами SS и горами трупов ленинградских блокадников. Одних поражает равнодушие некоторых левых к сталинским депортациям, других — равнодушие правых к Холокосту против сограждан… Перечень взаимных претензий и непонимания можно продолжить. Но и так ясно, что глупо делать из легионеров героев, также как из ветеранов антигитлеровской коалиции бандитов. Надо просто оставить их в покое.

Достаточно политикам 8 мая — Дня разгрома нацизма и памяти жертв Второй мировой войны и 9 мая — Дня Европы. А 16 марта и 13 октября стоило бы гнать политиканов и СМИ поганой метлой с мест встреч ветеранов. И запретить в эти дни любые политические акции — митинги, шествия или агитацию! Это ведь чистой воды политический паразитизм…

Публикуется в сокращении. Полная версия здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!