Foto: AP/Scanpix

В среду, 25 мая, украинская гражданка Надежда Савченко, осужденная в России на 22 года тюрьмы, вернулась на родину в результате обмена на двух плененных на Украине российских военных. Обмен состоялся в аэропорту Ростова-на-Дону, куда для этого прибыл самолет президента Украины Петра Порошенко.

История, ставшая одной из главных медийных составных глобального конфликта России и Украины, казалось бы, подошла к концу. Однако никто не может исключить, что конфликт этот теперь может возродиться в новом виде — ведь пока никто не знает, что стояло за договоренностями об обмене, которые заключались при участии первых лиц обеих стран.

Доброволец украинского батальона "Айдар" с позывным "Пуля" Надежда Савченко попала в плен к луганским сепаратистам в июне 2014 года. В России она была приговорена в марте этого года к 22 годам лишения свободы по обвинению в убийстве журналистов Всероссийской гостелерадиокомпании Игоря Корнелюка и Антона Волошина и в покушении на убийство местных жителей. Помимо этого, она была оштрафована на 30 тысяч рублей за незаконное пересечение границы России. После вынесения приговора Савченко объявила голодовку, уже вторую за время заключения в СИЗО.

В свою очередь россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров в апреле были приговорены в Киеве к 14 годам заключения с конфискацией имущества по обвинению в терроризме, ведении "агрессивной войны" и действиях, приведших к гибели человека. Россияне были задержаны в мае 2015 года в Луганской области. По версии украинской стороны, они являются военнослужащими Вооруженных сил России. Москва же настаивает, что Ерофеев и Александров на момент задержания не были действующими военнослужащими, как обычно не оказываются сотрудниками МВД полицейские, задержанные за превышение полномочий, пьяные дебоши или наезды на пешеходов.

По сравнению с тем ажиотажем, который царил на Украине вокруг персоны 35-летней Савченко, вялый интерес, проявленный в России к судьбе пленных, обескураживал. Если фамилии Ерофеева и Александрова и вспоминались, то лишь в привязке к Савченко, на которую их дескать могли обменять. Похоже, что российские власти и само общество, как патриотические, так и либеральные круги, больше волновались за судьбу украинской гражданки, к которой российские военные являлись лишь необходимым довеском. Остается лишь порадоваться за семьи Ерофеева и Александрова, которые скоро увидятся со своими родными, невзирая на все околополитические передряги.

Ну и, конечно, нельзя не разделить ликование украинцев, один из символов которых в борьбе с "российской агрессией" на востоке страны, наконец-то вернулся на родину, да еще в салоне президентского авиалайнера. Тем более что признанная в России убийцей украинская гражданка станет на родине не просто "свадебной генеральшей", которую можно будет возить с митинга на митинг – осенью 2014 года Савченко стала депутатом Верховной Рады. Причем, в списке партии "Батькивщина" она шла под первым номером. И сегодня лидер партии Юлии Тимошенко может рассчитывать, что сделанный полтора года назад пиар-ход наконец начнет приносить "Батькивщине" дивиденды.

Разумеется, это не может не настораживать Порошенко, тем более, что рейтинги партии Тимошенко и так перманентно растут, плюс ажиотаж, поднятый на Украине вокруг обмена Савченко, может подтолкнуть российские спецслужбы к расширению практики похищения украинских военных, чтобы, освобождая их по договоренностям с различными политиками, так или иначе манипулировать общественными настроения в Киеве. С другой стороны, в эту игру могут играть обе стороны — и, начни украинцы охоту на российских военнослужащих на Донбассе, Минобороны РФ придется еще не раз задним числом исключать из своих рядов плененных офицеров.

С другой стороны, Савченко никогда не клялась в верности именно Тимошенко, но если даже клялась способности украинских политиков, да и просто публичных фигур, мигрировать из лагеря в лагерь всем давно известны. Поэтому украинские власти во главе с президентом могут преподнести возвращение Савченко как серьезный внешнеполитический успех именно Порошенко. А такой успех ему сейчас сильно необходим на фоне невозможности добиться прорыва в сфере европейской интеграции и в борьбе с коррупцией.

Хотя некоторые западные СМИ предрекали Савченко едва ли не судьбу Жанны Д'Арк, способной поднять страну из руин, по всей видимости, украинская героиня все же не способна пока стать самостоятельной фигурой и велика вероятность, что она окажется в орбите одного из ведущих политиков — если не Тимошенко, то Порошенко, а может и, прости господи, Олега Ляшко. Лидер Радикальной партии ведь постоянно подчеркивает свою "близость к фронту", для чего и набрал к себе во фракцию бывших батальонных командиров.

Ранее считалось, что обмен военнопленными может быть предметом междусобойчика президентов России и Украины, которые могли таким образом попытаться решить какие-то свои личные, возможно, рейтинговые задачи. Уже после освобождения Савченко и ее помилования президентом РФ (просить об этом сама Надежда отказывалась) стало известно, что договоренность об обмене на Евгения Ерофеева и Александра Александрова была достигнута в ходе телефонных переговоров в "нормандском формате" в ночь с понедельника на вторник, в которых принимали участие президенты России, Украины и Франции и канцлер Германии.

Впрочем, еще в апреле Порошенко рассказывал, что находится в постоянном контакте с российским коллегой по этому вопросу и что возвращение Савченко на родину — вопрос ближайших недель. Тогда ему, впрочем, мало верили, поскольку о достижении договоренностей с Путиным по этому вопросу он сообщал еще в феврале прошлого года.

Любопытно, что теперь будет с так называемым "списком Савченко", куда вошли российские чиновники, причастные к уголовному преследованию украинки. В списке, против фигурантов которого Киев ввел "персональные экономические санкции", можно найти фамилии главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора ФСБ Александра Бортникова, генпрокурора Крыма Натальи Поклонской и лидера самопровозглашенной Луганской народной республики Игоря Плотницкого — всего 84 человека.

Фамилии Путина в этом списке не оказалось, зато она была замечена в другом перечне — лиц, против которых ввести санкции с подачи Украины попросил Европарламент. И тоже — из-за Савченко. В этот список вошли все те же Бастрыкин, Бортников и Плотницикй, но вместе с ними и президент РФ. До сих пор судьба документа оставалась в подвешенном состоянии, но, если он даже и будет принят, то вряд ли в нем окажется фамилия президента РФ, проявившего в итоге несколько запоздалую милость. Как утверждает кремлевский пресс-атташе Дмитрий Песков, сделано это было по просьбам родственников погибших журналистов ВГТРК.

В киевском аэропорту Савченко встречали депутаты из "Батькивщины" с букетами белых роз и президентский кортеж, который уберег Надежду от цепких объятий однопартийцев и отвез ее на встречу с главой государства.

Нам же остается надеяться, что освобождение украинской гражданки и российских военнослужащих будет не просто историей со счастливым концом, а стимулом для обеих сторон конфликта перевести диалог на внятный, человеческий уровень, отказавшись от враждебной риторики и взаимных оскорблений.

Надежда ведь умирает последней, ну а в данном случае, слова Богу, никто не умер. Лично же Надежде стоит пожелать сохранить силу духа и принципиальность, которыми она, судя по поведению в российской тюрьме не обделена, и во внутриукраинских политических баталиях.

Оригинал статьи опубликован на портале Спектр.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!