Недавно произошло давно ожидаемое событие: самая популярная в стране партия "Новое время" предложила ввести 5%—ный барьер на выборах в крупные самоуправления.
А теперь представьте ситуацию: три с половиной года назад коалицию в Рижской с первого раза (!) удается создать двум победителям выборов — социал-демократам и ЗаПЧЕЛ. Им не приходится мучительно "соображать на троих" с ТБ/ДННЛ, а Гундару Боярсу не нужно сидеть в президиуме Рижской думы между идеологическими противниками — вице-мэрами Сергеем Долгополовым и Инесе Вайдере. Представили? Теоретически это могло бы быть, если бы предложенное ограничение действовало на предыдущих выборах.

С идеей ввести 5%-ный барьер рейтинговые политические силы носятся уже с августа, и по Сейму бродят слухи: этот замысел вполне может быть внедрен в жизнь. По крайней мере, триумвирату правых партий с высокими рейтингами — "Нового времени", Народной партии и ТБ/ДННЛ — голосов в Сейме хватает. Как отразится на раскладе сил в новых самоуправлениях введение барьера — загадка: в политическом уравнении и без этого фактора слишком много неизвестных. Зато можно заняться другим неблагодарным делом: попытаться повернуть вспять историю —просчитав, чтобы было, если бы уже на прошлых выборах в Рижскую думу действовала эта квота.

Итак, при проведении простейших математических операций (использовалась общедоступная информация и статистика Центральной избирательной комиссии) выясняется, что в столичном самоуправлении были бы представлены всего пять партий: Латвийская социал-демократическая рабочая партия (ЛСДРП), ЗаПЧЕЛ, ТБ/ДННЛ, Народная партия, Latvijas cels — именно в такой последовательности. И они поделили бы между собой 11 мандатов депутатов Рижской думы, которые в реальности — из-за отсутствия барьера — были распределены между восьмеркой мелких партий.

В реальной Рижской думе политические лилипуты получили солидные бонусы. Без них социал-демократы и ЗаПЧЕЛ не могли создать коалицию, и пришлось отвалить побольше должностей мелким держателям "золотых акций". Социал-демократическая партия благосостояния Юрия Журавлева, заработавшая всего два мандата, усадила ди-джея Гунтиса Пилсумса в кресло главы Комитета по делам транспорта и сообщения, а волейболиста Павла Селиванова — в правление Рижского Свободного порта. Нынешний премьер-министр Индулис Эмсис (если кто забыл) был избран в Рижскую думу по списку Латвийской партии "зеленых", получившей также всего два мандата: пересидел полтора года в самоуправлении, потом переехал в Сейм, а там уже и блестящие карьерные перспективы приоткрылись. А не попади он в Рижскую думу, кто знает, может, подзабыли бы эколога, и не сложилось бы у него все так удачно…

Андрис Америкс (Латвийская Демократическая партия, два мандата) занял один из ключевых постов — председателя Комитета городского развития Рижской думы. И прекрасно спелся с курирующим эту отрасль вице-мэром Айваром Крейтуссом, который в Рижскую думу и вовсе не был избран: народ проголосовал за Илгу Крейтусе, но она благородно уступила место супругу. Для того же, чтобы сделать свой маленький бизнес в Рижской думе партии—лилипуту в 2001 году нужно было совсем немного: получить 3501 голос — именно столько избирателей, как гласит статистика ЦИК, отдали предпочтение Партии труда Айвара Крейтусса. А один мандат Союза христианских демократов и вовсе "стоил" 1754 голоса (население пары-тройки рижских многоэтажек с большим удельным весом граждан).

А ведь коалиция в Рижской думе не только распределяет между собой комитеты (так называемую "законодательную" власть столицы), но и расставляет своих людей в исполнительной власти. Скажем, Русской партии — обладателю одного мандата — достался немного немало Центральный район Риги. Направляет коалиция своих ставленников надзирать и за муниципальными предприятиями, среди которых такие гиганты как Rigas siltums, Rigas udens, Rigas satiksme. Не говоря уже о Рижском Свободном порте…

Самое смешное, что если бы на прошлых выборах действовал 5%-ный барьер, социал-демократам и ЗаПЧЕЛ для создания в Рижской думе коалиции "малыши" бы вообще не потребовались. В сумме ЛСДРП и ЗаПЧЕЛ заработали 27 мандатов (14+13), а ТБ/ДННЛ, Народная партия и LC — всего 22 мандата (11+6+5). При дележке между собой 11 "невостребованных" мандатов преимущество, исходя из пропорциональной избирательной системы, однозначно было бы у дуэта социал-демократов и ЗаПЧЕЛ.

Никто теперь уже не может сказать, сумели ли бы ЛСДРП и ЗаПЧЕЛ при таком раскладе сразу создать коалицию на двоих: социал-демократы все-таки очень стыдились первое время дружбы с "этими русскими". Страшно, кстати, даже представить, чтобы творилось бы в Рижской думе с расколом ЗаПЧЕЛ при таком-то сценарии… Что же касается правых, тройка "народников", "тевземцев" и "путейцев" все равно не смогли бы создать коалицию, не приглашая левых, а социал-демократы сделали бы все, чтобы внести смуту в триумвират. И, кто знает, может быть, Андрис Берзиньш ("Latvijas cels") не заработал бы при таком раскладе почетное звание премьера-долгожителя.

Вот вам и ответ на вопрос, почему в прошлом Сейме перед выборами в Рижскую думу правящим партиям даже не приходило в голову поднимать планку. А вот нынешний политический расклад совсем иной: с введением 5%-ного барьера в Сейме стираются понятия "власть" и "оппозиция". Решение может быть принято, только если его поддержат часть оппозиционных и часть коалиционных депутатов.

А вот за нивелирование понятий "власть" и "оппозиция", кстати, спасибо большое Рижской думе этого созыва. Более расплывчатого и блуждающего состава коалиции и придумать сложно. Возможность-то рокировок большая — можно одного маленького коалиционного игрока поменять на другого. И чем раздробленнее состав самоуправления, тем больше возможностей комбинаций — о чем всегда стоит помнить политическим интриганам.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!