Политическая элита Латвии не хочет пока думать о том, что партия, разрешившая негражданам голосовать, автоматически станет одним из фаворитов русского населения на любых выборах. Особенно сейчас, когда разрушена относительная монополия ЗаПЧЕЛ на голоса русских.
Высказанное уже Латвии и комитетом по предотвращению расовой дискриминации ООН, и комиссаром ЕС по правам человека Альваро Хиль-Роблесом, пожелание допустить неграждан до урн для голосования на выборах в самоуправления не совершило революции. За последние двенадцать лет общество слишком привыкло к тому, что в таких вопросах власть не уступает никогда. Обладателям фиолетовых паспортов нельзя давать право голоса, поскольку у них тогда пропадет стимул получать гражданство Латвии, сказал министр по делам общественной интеграции Нил Муйжниекс. Мнение Бориса Цилевича (Партия народного согласия), утверждавшего, что допуск неграждан до избирательных урн станет шагом навстречу русскому населению, а стало быть, напротив, послужит лишь дополнительным стимулом для ускорения темпов натурализации, традиционно осталось не услышанным.

Но не будем сейчас углубляться в вопрос, кто лучше разбирается в психологии русских Латвии — Нил Муйжниекс или Борис Цилевич. Ведь, очевидно, что главная причина нежелания дать негражданам право голоса — это страх, что увеличение удельного веса русских избирателей внесет большие изменения в нынешний политический расклад. До ближайших выборов в самоуправления осталось менее полутора лет, а они станут большим испытанием для партий, работающих исключительно на латышский электорат. Даже если в Риге, Даугавпилсе и Резекне будут голосовать только граждане. И совсем страшно властям становится, когда они представляют, что на избирательные участки придут неграждане, среди которых есть пожилые люди, так и не сумевшие до конца принять произошедшие перемены, а также, людей, не желающих проходить натурализацию "по принципиальным причинам"

При этом политическая элита Латвии не хочет пока думать о том, что партия, разрешившая негражданам голосовать, автоматически станет одним из фаворитов русского населения на любых выборах. Особенно сейчас, когда разрушена относительная монополия ЗаПЧЕЛ на голоса русских, и ни одна из партий, традиционно работающих на латышский электорат, пока не сумела сделать русскому населению хоть какое-то предложение. За ЗаПЧЕЛ, напомним, на последних выборах проголосовала примерно пятая часть граждан. Сейчас этот электорат лишь поделили между собой осколки ЗаПЧЕЛ, а какая-то часть избирателей и вовсе пребывает в растерянности. А власть ничего не делает для того, чтобы отхватить себе кусочек электората. Хотя два фактора — приближающиеся выборы в самоуправления (особенно — в Рижскую думу) и большой удельный вес русского населения в крупных городах — постепенно становятся резервом изменения складывающегося уже сейчас политического пасьянса.

Последние рейтинги от Latvijas fakti явно показали, что у Нового времени нет достойных конкурентов. Рейтинг партии Эйнара Репше в несколько раз превышает показатели всех остальных политических сил. Политическая ситуация в Латвии начинает чем-то напоминать происходящее в России. Вот недавно Владимир Путин как и Эйнар Репше объявил войну коррупции. Народу — как российскому, так и латвийскому — такое поведение власти, как показывают опросы, нравится. Из-за этого итоги выборов в России считаются уже предрешенными. К таким же результатам, вероятно, стремится и Новое время. Ведь Латвийской Первой партии, Союзу "зеленых" и крестьян и ТБ/ДННЛ, не сумевшим свалить Эйнара Репше, приходиться теперь мириться с ролью "бедных родственников". Народная партия в свое время сумела похоронить своего соратника по правительству Latvijas cels и почти утопить ТБ/ДННЛ — к той же цели идет и Новое время. Невеселы и перспективы Народной партии — если в ближайшее время она не сумеет взять реванш и вернуться к власти. Эксплуатируя имидж победителей, нельзя долго быть в роли проигравших. О социал-демократах, рейтинг которых едва превышает 1%, речь, как о серьезных конкурентах, сейчас не идет.

Миной замедленного действия для Нового времени может стать русское население, которое вряд ли массово проголосует за партию Эйнара Репше. Протестное голосование многие русские Латвии уже продемонстрировали на референдуме о присоединении к ЕС — "если власть говорит за, то мы, разумеется, против". Совсем не факт пока и то, что после раскола ЗаПЧЕЛ, Латвия пойдет по пути Эстонии, где все русские партии потерпели сокрушительное поражение. В Эстонии все-таки ситуация иная — и неграждане на выборах в самоуправления уже голосуют, и реформу образования спустили на тормозах, и русских в стране проживает меньше. С большей долей уверенности можно говорить, что если Новое время не пойдет на уступки, куска русского электората не видать. А это — пусть не очень большой, но все-таки риск не получить желаемое на выборах в самоуправления. В том числе — на выборах в Рижскую думу, которую так нестерпимо хочется взять под свой контроль Эйнару Репше. Пойти на уступки "Новому времени" пока не хватает смелости — страшно потерять то, что уже есть. И хочется, и колется…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!