Foto: PantherMedia/Scanpix
На прошлой неделе Центральное статистическое управление представило ежегодный доклад об изменении численности населения Латвии. Ничего особенного — после кратковременного условного улучшения ситуации (2011-2014) в прошлом году в Латвии опять стало одним Цесисом меньше.

Число жителей снизилось на 17 000, или неполные 0,9%. Следуя статистической экстраполяции, при таком раскладе нам понадобится всего 110 лет, чтобы в Латвии не осталось ни одного жителя. И даже при появлении другого населения, это больше не будет Латвия, государство, формируемое латышами.

Немного радует пусть небольшой, но прирост населения — 21 979 к 21 746, или на 1,1% больше, чем в 2014 году. Но этот прирост практически полностью покрывает негативное сальдо миграции. В 2015 году из Латвии уехали около 20 000 человек, а прибыли (в основном, вернулись) около 9500. Несмотря на такие позитивные показатели как снижение безработицы, рост средней зарплаты и другие, люди продолжают покидать страну.

Одновременно с демографическими данными ЦСУ Латвии с аналогичной информацией выступили эстонские коллеги. В отличие от Латвии, там впервые с момента восстановления независимости удалось преодолеть порог, отделяющий медленное вымирание от роста нации. В Эстонии численность населения в 2015 году увеличилась на 1174 человека. В основном, это произошло за счет положительного сальдо миграции. В прошлом году из Эстонии уехали 13 000, а прибыли (в основном, также вернулись) 15 400 человек.

Эстонцам удалось преодолеть критическую точку. Надолго ли? Это мы увидим в ближайшие годы. Но нам важно понять, что лежит в основе улучшений. Какие срочные меры необходимы в социальной и семейной политике?

В политике часто бывает, что ситуацию лучше видно со стороны. По крайней мере, о правильности мнения со стороны легче договориться, ведь нет необходимости из принципа "закапывать" идею политического конкурента. Всего за неделю до появления статистических данных по Латвии и Эстонии со своими рекомендациями в плане выполнения плана программы стабильности и национальных реформ в 2016 году официально выступила Еврокомиссия. Проще говоря, ЕК коротко оценила главные социально-экономические проблемы Латвии, которые не решаются.

"Риск бедности и социальной отчужденности в Латвии — один из наиболее высоких в ЕС". "Достаточность социальных пособий не улучшалась с 2009 года, что не позволяло эффективно снижать уровень бедности". "Улучшите достаточность мер социальной поддержки". "Уменьшите налоговое бремя для получателей низких доходов за счет переноса бремени налогов, способствующих развитию, на налоги в сфере среды и имущества. Улучшите сбор налогов". Эти и другие советы в документе, который изначально предусматривался для оценки финансового и фискального состояния страны, свидетельствуют лишь о том, что со времен кризиса оценке риска социального неравенства и бедности так и не было уделено достаточно внимания. Характерно, что принцип эластичности дефицита бюджета Евркомиссия предлагает не только Италии, но и (в меньшей степени) Латвии. ЕК подчеркивает, что этот принцип нужно использовать в здравоохранении и социальной политике.

Работы много. Конечно, это касается и Национального объединения, которое я представляю. Правда, Национальное объединение в правительстве и Сейме обычно активно выступает за сокращение социального неравенства и меры поддержки семей. Кажется, в докладе ЕК в большой степени содержится ответ, почему Эстонии лучше удается удерживать свое население и добиваться возвращения жителей. На этот раз я хотел бы привести лишь несколько примеров, касающихся налогового бремени и социальных пособий для менее обеспеченных жителей и семей с детьми в Эстонии и Латвии. И не ради того, чтобы застревать в комплексах (мол, у нас не вышло), а чтобы лучше рассмотреть собственное отражение.

Обратимся к годами склоняемой теме подоходного налога с населения (ПНН). С философской точки зрения, ясно, что люди с очень низкими доходами, как и семьи с несколькими детьми, вообще не должны его платить. Латвия часто гордится тем, что с прошлого года наконец удалось существенно повысить необлагаемый минимум за иждивенцев (теперь это 175 евро, в Эстонии немного меньше — 154 евро). Но у эстонцев, в отличие от латышей, "обычный" необлагаемый минимум составляет 170, а не 75 евро. Значит, общая сумма налоговых льгот для семьи с тремя детьми, где оба родителя работают, в Латвии составляет 675 евро, а в Эстонии — 802 евро. Чтобы улучшить финансовую ситуацию в семьях, где работает лишь один из родителей, эстонцы ввели т.н. "необлагаемый минимум для пар" — 308 евро. К тому же, сама ставка ПНН в Эстонии — 20%, а не 23%, как у нас. Необлагаемый минимум в Эстонии применяется также к платежам по ипотеке за жилье.

На том же примере двух работающих родителей с тремя детьми рассмотрим государственную политику семейных пособий. В Латвии государственное семейное пособие за первого ребенка составляет 11,38 евро, за второго — 22,76 евро, за третьего — 34,14 евро. В Эстонии — 50, 50 и 100 евро соответственно. В целом семья с тремя детьми в Латвии в качестве такого пособия получает 68 евро, в Эстонии — 200 евро. Разница — 132 евро.

Более того, с 2017 года в Эстонии семьи, начиная с третьего ребенка, будут получать ежемесячное пособие по многодетности (200 евро). Разница по сравнению с Латвией вырастет уже до 332 евро. Если семью признают малоимущей, она будет получать еще 90 евро. А за ребенка от полутора до восьми лет будут платить еще 57 евро. В результате объем государственного пособия для эстонской семьи в 2017 году будет 547 евро, то есть на 479 евро в месяц больше, чем в Латвии!

Следующая позиция — налог на недвижимость. В Эстонии, как и во многих странах ЕС, налог на недвижимость с семейного жилья и прилегающей земли (до 0,15 га в городе и до 2 га на селе) вообще не взимается. Если точнее, речь идет о земельном налоге, так как в Эстонии эти два налога объединены в один.

Взносы социального страхования, которые в этом году в Эстонии составляют 33%, а в следующем снизятся до 32,5%, полностью покрывает работодатель. В Латвии общий объем составляет 34%, из которых 23,5% платит работодатель, а 10,5% — работник.

К этому, разумеется, стоило бы добавить упорядоченное и доступное здравоохранение, качество образования, различные муниципальные пособия для малоимущих семей (причем для получения этих пособий людей не заставляют сперва отказаться от жилья и машины). Ответ, почему все больше эстонцев возвращаются на родину вместо того, чтобы уезжать, становится очевиден.

Министерство финансов, как обычно, с надутыми щеками трудится надо очередной долгосрочной концепцией (Основные направления налоговой политики на 2017-2020 годы). В свою очередь Всемирному банку поручено оценить налоговую политику Латвии. Остается лишь надеяться, что правительству хватит политической воли в очередной раз не откладывать срочные изменения, дожидаясь вполне предсказуемых "оценок". Та же программа поддержки жилья, предложенная Национальным объединением, остановилась в связи с исчезновением абсурдного и политически неэтичного источника финансирования (продажа видов на жительство). А ведь в рамках программы успешно началась работа по поддержке приобретения первого семейного жилья (его получило 1400 семей, заявки подало около 4000). И здесь не нужно вводить дополнительные проценты платежей Altum по гарантиям на первое семейное жилье. Надо просто проявить политическую волю и найти государственное финансирование.

Латвия только что стала полноправным членом Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD). Эта организация тоже обращает внимание на высокое неравенство в Латвии в плане распределения доходов. Членство в OECD дает нам лучшие возможности совершенствоваться как государству со здоровой моделью развития общества. В противном случае мы рискуем остаться страной, где для богатых жизнь дешевая, а для самых бедных дорогая. Ни одна такая страна в долгосрочной перспективе не оказывалась успешной.

В отличие от многих других вопросов, в социальной политике Еврокомиссия дает нам хороший совет. Почему бы не прислушаться?

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!