Foto: DELFI

История непредопределена. Она становится непоправимой лишь после того, как отброшено множество возможностей ради одной-единственной.

Это касается и Украины. После договоренности Януковича с Путиным казалось, что окно геополитических возможностей Украины закрылось на долгое время.

Что Украина останется такой, какой ее хочет видеть Россия: даже не ближним зарубежьем, как этой стране с имперскими амбициями хочется называть Балтию, а собственным двором, по которому можно расхаживать. В течение десяти решающих дней на Майдане люди заплатили кровью за возможность писать другую историю: за Европу на Украине, за человеческое достоинство и право самим определять свое будущее, за уход из вечного постсоветского пространства. Собственными руками они заново открыли окно геополитических возможностей для своей страны.

Россия утверждает, что военная интервенция на Украину происходит, чтобы защитить своих граждан, соотечественников, русскоязычных и русских (в целях пропаганды используются все эти обозначения). Международное право предусматривает всего три ситуации, когда допустимо вторжение на территорию другого государства: если оно само об этом просит, если это ответ на нападение другой страны, или если имеются санкции ООН. Российская агрессия не соответствует ни одному из этих критериев. Более того, Будапештский меморандум, согласно которому Украина согласилась вывезти со своей территории ядерное оружие, обеспечил гарантии независимости, безопасности и территориальной целостности этой страны со стороны России, США и Великобритании.

Аргумент о защите своих граждан или соотечественников по сути означает, что Россия дала себе право напасть на Берлин или Лондон, где проживают миллионы русских. Или в любой удобный момент вторгнуться в Балтию или Польшу.

Страны Запада обязаны заставить Россию заплатить за эту агрессию. После войны с Грузией, где по-прежнему продолжается оккупация, отношения России и Запада после короткого похолодания вернулись на старые рельсы. До сих пор не выполнено соглашение из шести пунктов о прекращении военных действий, которое разработала Франция. Оно предусматривало отход русской армии на позиции, которые она занимала до начала войны. Россия подписала это соглашение с Грузией и Францией.

После прихода Путина к власти западная политика в отношениях с Россией придерживалась одного принципа: вовлекать эту страну во все более тесное сотрудничество. Мол, чем теснее будет сотрудничество, тем больше Россия будет приспосабливаться к западным правилам игры, уважать права, соблюдать закон. Эта политика провалилась еще в 2008 году в Грузии. Европа и тогда делала вид, что этого не замечает. Авторитарная путинская вертикаль власти опасна и для Латвии, и для других соседних стран, и для граждан самой России.

Агрессия против Грузии и Украины показывает, что Россия отказывается понимать язык сотрудничества. Поэтому Россия не может входить в эксклюзивные западных клубы сотрудничества — G8 и G20. Представителей российской вертикали власти, которым так нравится тратить на Западе свои и не только свои деньги, нужно лишить этой возможности.

Весьма поучителен пример Австрии и Швейцарии, которые заморозили активы команды Януковича еще до того, как санкции ЕС вступили в силу. Необходима политика, которая поможет России измениться и стать демократической страной, соседям которой нечего бояться. Пускай даже только в далеком будущем.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!