Foto: LETA

"Язык должен быть средством общения, а не вопросом политики, считает новый президент Латвии Андрис Берзиньш. Во время визита в Нитаурскую среднюю школу он отметил, что язык исторически был инструментом воюющих племен, который использовался для того, чтобы отличить своего от чужого." LETA/BNS, 8 июля 2011 года.

Я допускаю, что слова президента в пересказе были неточно интерпретированы, или эта формулировка не до конца продуманна. У каждого заявления высшего должностного лица есть политическое значение; и из утверждения о том, что язык — только средство общения, а не политический вопрос, логичным образом следует, что:

Во-первых, среди всех жителей Латвии больше тех, кто владеет русским языком, чем латышским. То есть, заботясь об удобствах, в качестве средства общения нужно выбрать русский язык. И, следовательно, его нужно установить в качествен госязыка (или по меньшей мере второго госязыка).

Во-вторых, если язык — вопрос только общения, но не госполитики, а также идентичности Латвийской республики как национального и демократического государства, то придется менять несколько пунктов в Сатверсме:

a) нужно вычеркнуть 4-ю статью Сатверсме, в которой сформулирована государственная языковая политика: "Государственным языком в Латвийской республике является латышский язык";

b) если 4-я статья не подчеркивает статус латышского языка в качестве государственного, то надо менять 40-ю статью, которая содержит текст клятвы президента Латвии: "Я клянусь, что вся моя работа будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию Латвии и ее жителей. Я будут чтить и соблюдать Сатверсме и законы государства. Ко всем я буду относиться честно и свои обязанности буду исполнять на совесть". Из текста нужно будет вычеркнуть слова: "Я будут чтить и соблюдать Сатверсме и законы государства";

c) нужно внести правку и в 18-ю статью Сатверсме, вычеркнув из торжественной клятвы депутата слова: "Перед народом Латвии клянусь быть верным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство (…)".

Хочу напомнить: Конституционный суд Латвийской республики, обязанность которого — проверять соответствие законов Сатверсме, 21 декабря 2001 года принял решение по вопросу языка: "С учетом того, что в условиях глобализации Латвия является единственным местом в мире, где гарантируется существование и развитие латышского языка, а вместе с ним и основной нации, сужение сфер использования латышского языка в качестве государственного на территории страны недопустимо и может рассматриваться как угроза для демократического устройства".

От души желаю президенту Латвийской республики, в соответствии со своими должностными обязанностями, точные мысли формулировать в виде точных слов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!