Парадокс, но затянувшее падение возглавляемого Эйнаром Репше Кабинета министров, которые наконец-то (так и просится сказать — "счастливо") завершились, в долгосрочной перспективе могло бы принести латвийскому обществу и государству больше пользы, чем все месяцы правления правительства "новых времен".
При условии, конечно, что у достаточного количества достаточно влиятельных людей найдется достаточно мозгов и достаточно желания что-то изменить. Или, по крайней мере, подумать и сделать выводы.

Во-первых, нравится вам это или нет, но эти недели убедительно показали, что Латвия по-прежнему является явно выраженным двухобщинным государством. "Национальная" (читай — латышская) часть общества все еще дрожит от неподдельного ужаса, лишь представив себе, что ей придется повседневно и во всем считаться с проживающими здесь русскими, их интересами, потребностями и желаниями. Которые — будем откровенны  — время от времени действительно находятся в довольно очевидном противоречии с интересами, потребностями и желаниями латышей.

Обычно этот страх прячется за бормотанием об интеграции. Формирование правительства Индулиса Эмсиса показало: стоит произойти чему-то экстраординарному, и этот тонкий слой политкорректности растворится. Не стоит даже говорить об "отчизновцах", которым запугивание "рукой Москвы" дает хлеб насущный. В последние дни жутко было смотреть даже продукт службы новостей латвийского "общественного" телевидения, в котором любая объективность и разнообразие мнений были принесены в жертву запугиванию русским медведем.

Во-вторых, это время показало, в каком состоянии на самом деле находятся латвийские средства массовой информации, большая часть которых гордится специальными кодексами этики. Цена этих документов и "профессиональной нейтральности", как только поступил "сигнал" если не от хозяина, то от собственного желания выполнить миссию "спасителя страны", оказалась равна стоимости туалетной бумаги. Своеобразной кульминацией стала сцена, когда иногда серенькая, иногда явно заискивающая журналистка Инта Ласе устроила настоящий экзамен по видам вооружений для "московского прислужника" Атиса Слактериса, сделав все возможное, чтобы провалить его. Жаль, конечно, что нашему комичному министру обороны не пришло в голову задать столь же адекватные встречные вопросы. Например, сколько линз в телевизионной камере — профессионал с телевидения это должен знать, не правда ли?

В–третьих, на протяжении всех этих недель было неподдельно грустно констатировать, что латышская нация — понимая под этим по крайней мере ее наиболее громкую и соответственно заунывную часть — по-прежнему остается столь же мазохистской, угнетаемой комплексом неполноценности и поисками идеала. Не стоит говорить о части аудитории DELFI — этой люмпенизированной интеллигенции, которая может провести целый день, "работая" над написанием "прорепшистских" или "антирепшистских" отзывов. Тут все ясно — таким всегда легче искать виновных и ожидать манны небесной, а через пару лет обижаться на политиков, которые не смогли обеспечить ее (манну) в нужном количестве. Но что можно сказать, когда даже кавалер высшей награды нашего независимого государства — Ордена Трех звезд — Волдемар Крустиньш, говоря о США, в утвердительной форме заявляет: "Если бы наш большой друг не хотел бы этого правительства, то оно бы и не возникло…"? Что можно чувствовать, если даже "народный трибун" не стыдится, с ожиданием и с пониманием подставляя, извините, не свой, но виртуальный зад Латвии любому конкретному охотнику?..

Но агония предыдущего правительства закончилась, и сейм утвердил новое формирование  — в своем роде не менее своеобразное, чем предыдущее. Знакомые припоминают мне одну из статей на DELFI полуторагодовой давности, в которой я писал, что могу проголосовать за Репше, поскольку с ним обязательно будет весело и интересно. Теперь же, посмотрев на новое правительство, могу сказать то же самое. Нечего успокаивать себя иллюзиями, что утверждение нового кабинета позволит исчезнуть всей перечисленной коллекции кошмаров. Или кто-либо действительно надеется, что латышский народ быстро осознает, насколько необоснованными являются его ксенофобия и посттравматические шоки, и начнет думать о слаженном проживании на территории одного государства не только на словах, но и на деле? И при этом найдет себе другие грабли, чтобы вновь наступить на них? Поводов для таких надежд так же много, как и для уверенности в том, что после 15 месяцев "новых времен" народ намотает кое-что на ус, что обещания не всегда превращаются в реальность; и о том, что расхитителей государства нужно не только упоминать в конце каждой фразы, но иногда и ловить; и о том, что лучше, если твердой рукой управляет голова, уважающая и другие мнения. Правда, Репше теперь придется подождать новой возможности попасть в кресло премьера дольше, чем в свое время Андрису Шкеле. Но что, если бы решение принимали не политики, а "народ"? Выбрали бы даже президентом, как пить дать. Кто-то сомневается?

Одним словом, все именно так, как есть. Все три латвийских олигарха наконец-то получили свое правительство, — и это реальный, ощутимый факт. Таким же фактом, говорите что хотите, является и то, что правительству меньшинства необходимо находить компромиссы намного чаще, чем сформированному стабильным большинством. Многие могли бы сказать, что после "демократического централизма" периода нового времени пришелся бы весьма ко двору и такой этап более спокойной жизни. Вопрос только в том  — для кого именно эта жизнь будет более спокойной.

Право, было бы славно, если бы кто-то мог подтвердить (и лучше всего делом, а не словами), что нет никакого основания, скажем, для следующих моих опасений:

1) Что через месяц или два наша бесконечно независимая и принципиальная генеральная прокуратура объявит  — ей-ей, нет никаких оснований продолжать беспокоить несчастных швейцарцев, расспрашивая их об оффшорах порядочного человека Айвара Лембергса. Как нет и каких-либо оснований вновь проверять уже и так многократно изученные под финансовой лупой векселя порядочного человека Андриса Шкеле;

2) Что через два-три месяца начнется "объективно необходимая реорганизация", после которой будет направлен на "правильные рельсы" временами ограниченный, иногда тенденциозный, порой охваченный мессианским чувством, а фактически всегда влюбленный в себя кружок людей под названием "Служба новостей Латвийского телевидения". Который, несмотря на эти особенности, остался последним реально независимым и работающим ТОЛЬКО за совесть влиятельным ежедневным средством масс-медиа страны;

3) Что уже через пару месяцев с огромным энтузиазмом начнется реализация проектов всех приостановленных в "новые времена" построек, зданий и других инвестиционных проектов. С теми же самыми победителями "конкурсов" в роли исполнителей;

4) Что на рынок Latgalite уже через месяц вновь вернутся пираты, а в министерства и агентства — выбитые оттуда вовсе не по политическим причинам лентяи, вычищая оттуда "нововременных" партийных госсекретарей и других чиновников;

5) Что посты министра сообщений, и особенно министра здравоохранения, будут месяцами сохраняться в качестве приманки для перебежчиков из рядов Jaunais laiks или ТБ/ДННЛ (что, конечно, совершенно правильно с точки зрения политической тактики, однако вряд ли пойдет на пользу и многострадальной системе здравоохранения; конечно, если господин Эмсис рядом со скелетами в шкафу не скрывает и диплом медика); 5) Что независимый и принципиальный борец с коррупцией Юта Стрике (та самая, которая даже глазом не моргнула тогда, когда полученный ее боссом в подарок и незарегистрированный костюм пилота был официально назван "переданной для использования вещью", а также и тогда, когда после отставки господин Репше вновь его выкупил как "подарок") поймет изменившиеся реалии и уже через пару месяцев начнет столь же старательно проверять мировое соглашение Lattelekom и ребе Григория Крупникова и Сола Букинголтса  — или же просто "потеряет доверие правительства";

6) И, наконец, что уже в совсем недалеком будущем начнется оживление и "поиски конструктивных решений" вокруг тех немногих и поэтому еще более лакомых кусочков, где до сих пор сталкивались интересы олигархов — Рижского порта, Latvijas dzelzcels, перераспределения государственных и полугосударственных средств в фармацевтической сфере, Latvenergo, Lattelekom и Latvijas Krajbankа.

Если эти опасения не найдут подтверждения, да еще господин Репше, отдыхая в оппозиции и в свободное время отдаваясь живописи, найдет время и желание обратиться в правоохранительные органы с конкретной информацией по крайней мере о ком-то из тех бесчисленных, до сих пор не названных по имени лиц, которые, согласно его заявлениям в последние дни, если и не украли все государство, то, по крайней мере, тщательно распланировали, где, что и как следует украсть, — то будет и вовсе не так уж плохо.

Но разве вы в это верите? Действительно верите? Ну, что тут скажешь, тогда вы — типичные латвийские избиратели. С чем вас и поздравляю.

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!