Информационные технологии нашему государству уже не чужды. Но и до полной победы еще ой как далеко… А ведь без них никак. Взять хотя бы горячую тему — референдумы, выборы…
Использовать достижения IT-индустрии в процессе выборов можно и нужно. Сделать голосование электронным — цель, к которой стоит стремиться. Но для начала хорошо бы решить несколько проблем. Например, ускорение регистрации избирателей и получение результатов.

"Процесс электронизации нужно разделить на две части — доступ и идентификация пользователя и собственно процесс подсчета голосов. К сожалению, на государственном уровне у нас до сих пор практически ничего не делается. в Германии Бундестаг уже даже решил проблемы электронного голосования по Сети, в Англии в течение трех лет реализовано более 100 (!) проектов на муниципальном уровне", — сетует Янис Силиньш, глава Рижского Центризбиркома. Зато кое-что пытаются делать в Риге. Но прежде чем сказать, что именно делается, попробуем понять, как же работает сложный механизм выборов.

Доползи до меня, родимый!

Сегодня в Латвии действует принятая много лет назад система. Для того чтобы проголосовать на выборах, человек является на избирательный участок, зажав в руках паспорт, подходит к столу и предъявляет сей документ регистратору. Тот должен удостовериться, что человек и отраженная на фотографии в паспорте личность идентичны, переписать имя и фамилию, персональный код, дать избирателю расписаться, поставить в паспорт красивую печать. Все это занимает немало времени. В результате на участках образуются очереди, на клерков обрушиваются жалобы. Неоптимистичная картина. Увеличить число регистраторов? Но это деньги…

После закрытия избирательных участков комиссия проводит подсчет путем рутинного перебора бумажек. И после многочасовой работы составляет протокол, передает предварительные результаты посредством интернета, расписывается и везет окончательный результат в районный центр или город, оттуда — в Центризбирком.

Плюсы: в отличие от России или Литвы, у нас на вселатвийских выборах и референдумах можно голосовать в любом избирательном участке.

Минусы: необходимость временно задействовать огромное количество случайных людей, которым за ответственную работу платят смешные (около 2 Ls в день) деньги; образование очередей на избирательных участках; обширный набор способов мошенничества; большой процент погрешности (усталые люди выполняют монотонную работу ночь напролет).

"Наши соседи, литовцы и эстонцы, значительно растянули нагрузку, голосуя предварительно по почте. Нас же уже неделю бомбят: "Где голосовать, во время референдума буду в пути!" А нигде!!! Другие, замеченные мною изъяны (по данным выборов 8-го Сейма): софт, рожденный в недрах 7-го Сейма на базе Access, трудился по 10 часов и более на самом мощном PC Рижской думы, группируя последние (из 155) протоколы окончательных результатов. Не было полного контроля правильности заполнения протоколов. Не было и нет авторизации исполнителя протокола, потом его (протокол) может изменить кто угодно. Очень трудно объяснить, почему в Латвии, в отличие от других стран, так долго считают окончательные результаты!" — возмущается Янис Силиньш.

Устранить минусы — значит устранить или уменьшить человеческий фактор из процесса выборов — очевидное решение для технически подкованного человека, не правда ли? Однако для чиновников оно непрозрачно, наблюдается определенная косность мышления.

Янис Силиньш, например, считает, что электронизация процесса выборов в нашей стране — это вопрос времени. Нужны инвестиции? Они появятся! Нужно изменить законодательство? Оно должно быть изменено! Все надежды он связывает с заменой паспортов на ID-карты. Несмотря на то, что этот проект постоянно откладывают, рано или поздно он "пойдет". Хотя бы потому, что Европа и даже Москва движутся в том же направлении.

Мы заведем своим примером…

Не в последнюю очередь благодаря усилиям Рижской думы, в столице, несмотря на отсутствие политической воли в электронизации процесса выборов, кое-что делается. На избирательных участках результаты голосования "загоняются в компьютер", что значительно усложняет, если не сказать "делает невозможной", последующую подтасовку результатов. Рассматриваются и варианты электронизации процесса регистрации избирателей — самой изнуряющей части выборов.

В связи с этим уже реализуются некоторые проекты. Например, с подачи Яниса Силиньша Центральная избирательная комиссия согласилась на перевыборах в Ренде использовать POS-терминалы (правда, в "фоновом режиме", как пилотпроект). Не нужно будет ручками вводить все данные о человеке, достаточно лишь набрать его персональный код — и аппарат распечатает всю необходимую информацию. Избирателю понадобится только оставить подпись. Это должно значительно ускорить и упростить процесс регистрации.

Похожая схема была опробована на "шуточном" референдуме о вступлении в Евросоюз, в котором участвовали студенты рижских вузов. Студенческие билеты Латвийского университета уже несколько лет как снабжены чип-картой, и в ходе "бета-версии" референдума студентов этого вуза регистрировали с помощью миниатюрного POS-терминала, который не только считывал и мгновенно скидывал в компьютер данные о студенте, но и был способен оставлять отметку в билете о том, что "он уже проголосовал!", дабы избежать попытки сказать "да" или "нет" еще раз.

Как это работает?

Вообще рассматриваются разные способы регистрации. Янис Силиньш особо отмечает, что "в этом процессе мы должны думать о будущем, чтобы потом не получилось, что делаем что-то временное, что все инвестиции будут впустую. Мы можем рассматривать какие угодно варианты регистрации избирателей, но должны думать о том, чтобы процесс был быстрым, и о том, что в будущем в стране обязательно введут ID-карты".

Одна из проблем — экономическая. Конечно же, можно поставить на каждом участке по 5 (в среднем) компьютеров, оснастить их карт-ридерами… Но это будут выброшенные деньги. Автономные POS-терминалы тоже недешевы — до 300 Ls. И кому нужны инвестиции "на одну ночь"! То есть покупать все это оборудование бессмысленно.

Но его можно арендовать. Теоретически даже банкоматы, способные работать с чип-картами, в будущем могут стать избирательными участками. Проблема-то — в программном обеспечении и доброй воле банков. "Голосовать можно даже в магазинах", — считает г-н Силиньш.

Необходимо специальное ПО и возможность сопряжения с базой данных департамента гражданства и иммиграции. Ведь там есть вся информация о человеке! Кажется, в этом направлении что-то делается и на государственном уровне, по крайней мере создана специальная группа, которая, наверное, в поте лица напряженно работает над концепциями и поправками к законодательству. Впрочем, по мнению Яниса Силиньша, поправки нужны минимальные. Фактически необходимо избавиться от необходимости ставить подпись в протоколе регистрации и показывать (в будущем) паспорт.

"Паспорт — это пока косность мышления! — возмущается г-н Силиньш. — Я могу поспорить, что если я возьму 10 человек одного пола и заставлю их обменяться паспортами, то они все равно пройдут регистрацию и будут участвовать в выборах! Вы же поймите, что человек, который сутки сидит за этим столиком, не криминалист! Он сидит и смотрит, как бы ему быстрее найти и записать имя-фамилию-персональный код, да поставить печать! Да еще и очередь длиннющая ворчит: "Чего вы там возитесь"! Ему не до вашей фотографии…"

Как нас обманывают?

Возможно ли подделать результаты выборов? Теоретически подделать можно все что угодно, однако у вашего покорного слуги волосы встали дыбом, когда он услышал о способах обмануть существующую старую систему.

Махинации возможны на уровне "у одних отнять, другим прибавить" во время подсчета голосов. Затем есть возможность подделать результаты во время переноса протокола из избирательных участков в Центризбирком. Некоторые особо ушлые главные врачи больниц, баллотирующиеся на муниципальных выборах, прямо заставляли пациентов голосовать за себя.

"Потому компьютеризация очень важна. И мы многое изменили. Сейчас, когда комиссия сосчитала все результаты, их тут же вносят в компьютер. Что позволяет хранить резервные копии и позже сверить их с бумажками. Во время выборов в восьмой Сейм мы обеспечили 77% электронизацию рижских участков и не позволили поддаться таким соблазнам. Помните, как одна партия, назовем ее X, не попала в Сейм, тогда еще говорили, что "данные неточные, надо посмотреть" и т. п. Им нужно было найти 1200 голосов, что они судорожно и пытались сделать. И я не исключаю, что при старой системе подсчета их бы "нашли", — считает Янис Силиньш.

Вывод прост…

"На самом деле технических проблем нет. Есть проблемы организации и косности мышления чиновников, которое привыкли делать все с помощью "гусиного пера и телеги". Но зато по закону. Конечно, нужно по закону. И нужно менять закон, но прежде всего — философию, ведь технари для е-управления свое сделали", — ставит точку Янис Силиньш.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!