Foto: LETA
Последний экономический кризис дорого обошелся Латвии: потерянное десятилетие экономического роста, огромный прирост госдолга, потерянные рабочие места, экономические эмигранты, которые в поисках работы отправились за рубеж. С учетом этой высокой цены было бы безответственно не брать во внимание горькие уроки кризиса, и поэтому нужно вовремя обратить внимание на то, что сейчас происходит в строительной отрасли.

Некоторые ошибочно полагают, что перегрев и кризис в экономике наступили из-за того, что частный сектор набрал слишком много кредитов, а правительство долго не могло сбалансировать госбюджет. Но перегрев может произойти и по другим причинам. Было бы полезно еще раз вспомнить, что на самом деле произошло 10 лет назад.

Анатомия кризиса

Невозможно в одном абзаце детально рассмотреть все, что произошло, но можно назвать главные экономические условия последнего кризиса: эйфория, связанная со вступлением в ЕС; продолжавшийся несколько лет стремительный рост экономики; неудовлетворенность жилым фондом советских времен. Люди были готовы брать кредиты, банки - давать их. Если главной причиной кризиса была "оргия кредитов", то его эпицентр находился в сфере строительства. Более половины кредитов было выдано на покупку недвижимости. И что происходит, если спрос существенно превышает предложение? Растут как цены на жилье, так и зарплаты строителей. Только официальные зарплаты в строительстве в 2004-2007 году выросли более чем вдвое. Под влиянием громадного спроса на строительство предприниматели начали привлекать рабочую силу из других отраслей, предлагая более высокие зарплаты. В результате количество занятых в строительстве в этот период выросло на 45%.

Но экономика похожа на сообщающиеся сосуды. Для того, чтобы конкурировать со сферой строительства, предприятия и в других отраслях были вынуждены существенно повысить цены. В результате за вызванным кредитным бумом перегревом в строительстве последовал существенный рост зарплат во всем народном хозяйстве. Высокие расходы на рабочую силу привели к давлению на цены, инфляции и росту цен. Проблему вызвало то, что этот "карточный домик" был построен на сравнительно краткосрочной волне кредитования. Бесконечно занимать невозможно. В результате, когда темпы выдачи кредитов рухнули, вся конструкция тоже оказалась недолгосрочной. Уровень зарплат и цен стал слишком высоким, он не отвечал объективному уровню развития экономики Латвии.

В макроэкономике есть азбучная истина: цены и зарплаты могут расти очень легко и быстро, но противоположный процесс - снижение - будет намного медленнее и труднее. Это мы тоже пережили, когда предприятия в частном секторе выбрали путь массовых увольнений работников. Вывод прост: допускать перегрев экономики нельзя. Его нужно тушить в самом начале.

Реальна ли угроза перегрева?

Возможно ли что-то подобное в ближайшем будущем? По тем же причинам, что 10 лет назад - нет. И получатели кредитов, и латвийские банки, и те, кто над ними надзирает, еще долго будут очень осторожными с кредитами. Но есть еще одна причина для потенциального перегрева - строительство, которое финансируется еврофондами.

Хорошо известно, что в процессе освоения еврофондов произошел заметный перерыв. В результате за сравнительно короткий период времени - с 2017 по 2020 годы - в Латвию хлынет внушительное финансирование, большая часть которого придется именно на строительство. К примеру, только на реализацию проекта Rail Baltica Латвия получила финансирование в размере 292 млн евро (Фонд кохезии вместе с национальным софинансированием). 244 млн из этой суммы пойдет на строительство.

Согласно обобщенной министерством экономики информации, в рамках госзаказа в период с 2017 по 2020 годы в строительство планируется вложить 3 млрд евро. Может ли такой наплыв заказов привести к серьезным проблемам в сфере строительства? Несомненно.

Во-первых, несмотря на то, что эта сумма меньше той, что была "влита" в строительство в 2005-2007 году через кредиты, она близка с точки зрения масштаба.

Во-вторых, сегодня латвийская отрасль строительства количественно и качественно намного слабее, чем перед кризисом. В начале 2006 года в строительстве было занято почти 59 тысяч работников. В 2007 году эта цифра достигла максимума - 86 тысяч, в 2010 сократилась до 30 тысяч. Многие специалисты уехали. Во втором квартале 2017 года в строительстве работало всего 45 тысяч человек - заметно меньше, чем до кризиса.

В-третьих, не стоит недооценивать заказы частного сектора. При быстром развитии и росте доходов логично допустить, что частное кредитование тоже активизируется, и оно будет связано с желанием приобрести квартиры и дома. Конечно, объемы кредитования жирных лет невероятны, но все же частный сектор добавит масла в огонь.

Первые признаки уже заметны. В течение пяти лет (2012–2017) средний прирост зарплат в строительстве по сравнению с предыдущим периодом был менее 2%. Во втором квартале 2017 года (последний период, даты за который сейчас доступны) этот показатель вырос до 6,4%. Рост зарплат в строительстве начал набирать обороты.

Что делать?

Важно осознавать, что перегрев нужно ликвидировать в эпицентре, и делать это надо в самом начале. Если перегрев одной отрасли перебросится на другие и приведет к чрезмерному росту зарплат, а затем и к инфляции - тушить будет уже поздно.

К примеру, эффективным способом тушения в 2006-2007 году, скорее всего, был бы запрет на выдачу кредитов в евро (на которые был значительно боле низкий процент, чем на кредиты в латах). Боле высокая (и трудно прогнозируемая) плата за кредит, вероятно, удержала бы многих от участия в "кредитной оргии".

Сегодня, конечно, отвернуться от финансирования ЕС в целом было бы абсурдно. К тому же маловероятно, что график освоения финансирования можно перепланировать. Поэтому единственный оставшийся инструмент для предотвращения перегрева - импорт специалистов и рабочих в сфере строительства из других стран в течение трех лет. Каким бы негативным ни было отношение латвийского общества к трудовой миграции, альтернатива намного хуже. Вряд ли кто-то хочет снова пережить что-то похожее на 2009 год.

Перевод с латышского - Delfi. Оригинал статьи.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!