Foto: LETA
Уходящий год не был худшим за последнее время. Без скандалов и провалов, вполне успешно прошла президентура в Европейском Союзе. Кроме того, правительство смогло обозначить себе один совершенно ясный приоритет – увеличение расходов на безопасность и оборону, сфокусироваться на нем, и в результате реализовать поставленную цель.

Но все же были и серьезные недостатки. Деятельность в рамках президентуры и концентрация на вопросах безопасности и обороны контрастировала с неспособностью довести до конца некоторые начатые реформы и принять решения по таким важным для страны вопросам как зарплаты педагогов, модернизация пассажирских поездов, будущее airBaltic. Однако самым негативным событием года можно назвать самодовольное почивание на лаврах, вкупе с постоянно произносимой мантрой о "наиболее быстром росте экономики среди стран ЕС", что привело к стагнации экономики.

Даже самые простые подсчеты показывают, что при нынешнем темпе роста внутреннего валового продукта (ВВП) в Латвии и Европе, среднего европейского уровня ВВП на душу населения мы сможем достичь лишь через 50 лет. Или, может быть, тише едешь — дальше будешь?

Это могло быть так только в том случае, если бы мы не были европейской "Латгалией", жители которой имеют широкие возможности податься в другие страны на поиски лучших заработков и перспектив. Ну, а то, что происходит с нашей настоящей Латгалией, должно быть очень наглядным предупреждением о том, какая судьба может постичь Латвию в рамках ЕС. Теперешний ежегодный рост в 2-3 % для экономики Латвии на самом деле — стагнация. А этого мы себе позволить не можем.

Несомненно, и сейчас, и в будущем у Латвии как у государства есть и будет множество рисков и вызовов. Мы оказались "на линии фронта" в геополитическом конфликте между Западом и Востоком. Мы несем большие убытки из-за войны экономических санкций. Кроме всего прочего, латвийское общество расколото зачастую - диаметрально противоположным мнением по ряду актуальных вопросов. В таких условиях очень легко поддаться негативному мышлению, стагнации и риторически вопрошать о том, возможно ли в принципе экономическое развитие в стране, находящейся "на линии фронта"?

В такой ситуации нам, как никогда ранее, нужны объединяющие всех цели.

Мировой опыт показывает, что чудеса происходят с теми, кто способен выдвинуть объединяющую цель и неустанно работать для ее достижения. И все становиться возможным даже в тех странах, у которых открыты более серьезные фронты, чем у нас.

Например, Южная Корея. С 1945-го года эта страна практически находится в состоянии войны с Северной Кореей, чья армия насчитывает почти 10 миллионов человек (четвертая по размеру в мире). Вспоминает ли сегодня кто-нибудь о том, что в начале 60-х годов прошлого века Южная Корея была на одном уровне развития, например, с Индией, все это время существовавшей в относительно мирных обстоятельствах? Однако уже в конце 80-х годов ВВП на душу населения в этих странах различалась в девять раз! Сегодня мы знаем и уважаем Южную Корею, в первую очередь, не из-за того, что у нее плохие отношения с соседями. И не за то, что во время японской оккупации страна терпела большие страдания. Мы знаем Южную Корею как государство, способное производить смартфоны и технику, создавать серьезную конкуренцию как Японии, так и США.

Еще больше вдохновляет Израиль. Когда это государство создавалось, его населяло лишь полмиллиона человек. Сегодня — восемь миллионов. У Израиля не было каких-либо полезных ископаемых, не было нефти, не было золота. Фактически, там не было даже воды. Практически все соседи считали, что у Израиля нет никакого права на существование, а некоторые даже были готовы как можно быстрее его ликвидировать. Население близлежащих арабских стран в 49 раз превышает количество израильтян. Однако Израиль не только сумел выстоять, но и стал одной из самых технологически развитых стран в мире, и за короткий срок своего существования уже дал миру 12 лауреатов Нобелевской премии.

В следующем году я желаю нам всем работать над тем, чтобы Латвию в мире знали не только из-за наших исторических перипетий; того, что мы находимся "на линии фронта" или того, что мы быстрее всех умеем перенимать европейские директивы. Я желаю нам добиться того, чтобы нашу страну узнавали по нашим достижениям.

Я желаю того, чтобы мы сумели поставить благородные и разумные цели, с которыми были бы согласны все жители Латвии, вне зависимости от пола, национальности, уровня доходов, социального статуса или системы ценностей. Думаю, что способность создавать и производить признанные в мире продукты и услуги, добиваясь развития экономики, может стать такой целью. Ведь если мы сможем этого добиться, то каждый из нас и вся страна в целом сможет ощутить плоды этого.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!