Юрий Алексеев. Судьба президента  (8)

Foto: Saeimas administrācija
Вчера на двадцатом году Второй независимости Латвия обрела очередного президента — самого богатого пенсионера в стране. И честно сказать, я рад за страну. Сейчас объясню, почему.

Очень поучительна биография нашего теперешнего лидера. Ее, я полагаю, нужно издать отдельной книгой. Это вам не про Вайру компроматик тискать, сколько она там пирожных скушала у Винсента. Кому это интересно? Биография Андриса Берзиньша будет мировым бестселлером. Из простого деревенского парня — в миллионеры и президенты. Короче, начинаю писать немедленно. Вот конспект будущей книги:

Итак, родился наш Андрис Берзиньш в далеком 1944 году в забытом богом латвийском селении Нитауре. Окончил школу, поступил в Рижский политехнический институт на факультет радиотехники. Решение очень правильное. В те годы радиотехническая промышленность Латвии росла как на дрожжах, специалисты были нужны всем.

В радиотехнической промышленности Латвии работать было престижно, но не денежно. Зарплата инженера — 120 рублей. Потому наш будущий президент в промышленность не пошел. А пошел он, как написано в его биографии, в производственное объединение «Электрон».

Для тех, кто родился позже, объясню. «Электрон» — это мастерские по ремонту радиоаппаратуры. Советская аппаратура (особенно телевизоры) ломалась часто, а запчастей не хватало. На ремонт стояли очереди, иных запчастей ждали месяцами. А за «без очереди» щедро доплачивали в карман мастеру. И потому работники ремонтного сервиса жили очень жирно и мафиозно. Круче их были только работники автосервиса. Попасть в систему было очень трудно. Но наш будущий президент попал. Целеустремленный был юноша.

А далее карьера его развивалась просто блестяще. За какие-то 18 лет он от простого радиомастера дорос до директора всего ПО «Электрон». Вступил в КПСС (карьера обязывала). А потом стал заместителем министра бытового обслуживания Латвийской ССР. Но пробыл там недолго, всего год. Начиналась кооперативная эра, и ремонт старых советских телевизоров утратил прежнюю доходность. К тому же начиналась подготовка к Независимости.

Наш будущий президент, поняв, что настоящие деньги начнутся в приватизации, перешел из замминистров в председатели Валмиерского райисполкома, а потом в депутаты Верховного Совета от Народного фронта. Из КПСС, естественно, вышел. А в благословенном 1993 году стал главою фонда приватизации при Банке Латвии. Там он из 21 филиала Банка Латвии соорудил небольшой, но очень приятный государственный банчок — Унибанка. И сам его возглавил.

Банчок этот был хорош тем, что в нем платили замечательные зарплаты руководству. Поскольку большая часть его принадлежала государству, там было правление, куда входили очень щедрые господа: Андрис Шкеле, Андрис Грутупс, Эдмунд Крастиньш. Эти господа назначали зарплату президенту банка — Андрису Берзиньшу. А президент в свою очередь платил зарплату самим членам правления. Ну, вы понимаете.

Короче, за несколько лет руководства банком при том правлении наш будущий президент получил только зарплаты 1,2 млн. латов. Не считая премий, дивидендов и акций банка. Что еще интересно, в 1998 году банк под руководством нашего президента вложился в российские ГКО и потерял на них минимум 15 млн. латов. Дырку пришлось латать государству, продавая по дешевке свою долю акций скандинавскому SEB банку. Но вознаграждение нашего президента в том году составило более 220 тыс. латов. Заслужил!

Со всех своих удивительных зарплат наш Андрис Берзиньш честно платил налоги. А отчего же не заплатить родному государству? Банк-то — государственный. Ну и теперь, проживши столь праведную и успешную трудовую жизнь, наш президент имеет пенсию 4,5 тыс. латов в месяц. Самую большую в Латвии. И накоплений где-то 3 миллиона. Чего и вам желает. Платите, говорит, налоги, и к старости тоже будете в шоколаде! Как я.

Что мне нравится во всей этой истории: ведь можно же жить честно и стать к пенсии миллионером! Просто откладывая часть своей зарплаты и платя налоги. На месте наших старичков я бы нового президента на руках носил. Вот уж кто ни за что не подпишет закон о снижении пенсий в нашей стране. Кстати, я тоже радиофак заканчивал. На 10 лет позже нашего президента. Может, и мне что-нибудь на старости лет перепадет…

И что еще мне нравится. С избранием Андриса Берзиньша президентом как бы завершается круг бурной 20-летней истории независимой Латвии. Первым президентом нашей независимости был Гунтис Ульманис — президент-ностальгия по славным довоенным «ульмановским» временам. Когда и мед был слаще, и пчелы толще. За довоенную фамилию его и выбрали.

Вторым президентом была неуемная Вайра — президент-НАТО, президент-Евросоюз, президент-жирные-годы, президент-ипотечный-пузырь. Порыв и восторг, салюты и танцы. И «Замок света». Ох, при Вайре хорошо погуляли! До сих пор мутит.

Третьим президентом был доктор-хирург Затлерс — президент-похмелье, президент-урезание, президент-ампутация. И вот, наконец, пришел президент-пенсия, президент-спокойная-старость, президент-недолго-уже-осталось. Подумаем о душе, сограждане. Пора уже.

Внимание! Автор участвует в дискуссии и отвечает на комментарии на сайте IMHOClub.lv.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!