Пожалуй, пришло время поговорить об исполине латвийского бизнеса, источнике валютных поступлений страны, человеке-трубе, человеке-учителе правильной жизни, главном мэре латвийского народа Айваре Лембергсе.
Есть у журналистов один стопроцентный индикатор надежности состояния той или иной персоны. Если дела у бизнесмена (политика, поп-звезды) идут хорошо, записываться к нему на интервью надо за два месяца. Если дела пошли похуже, срок сокращается до трех дней. Когда же персона сама начала вдруг делать заявления, собирать пресс-конференции и выступать по поводу и без оного, дни данного субъекта сочтены. Проверено.

В последние несколько недель с нашим олицетворением нефтетранзитного счастья нации творится неладное. Оно совершает в среднем по два заявления в неделю. Причем по вопросам, весьма далеким от перекачки жидких углеводородов. То по поводу спецслужб выскажется, то озаботится криминальностью правительственных структур (с чего бы это вдруг?), а то вообще предложит ликвидировать министерство обороны нашей и без того беззащитной страны. Пресса уже просто не успевает записывать очередные инициативы. Нехорошо это, уважаемые читатели, ох, нехорошо. Труба, похоже, нашей трубе, простите за каламбур.

Последний раз по делу г-н Лембергс высказался прошлой осенью, когда сообщил народу, что страна вполне обойдется и без российской нефти. И 0,2% ВВП, которые мы потеряем от этого — полная ерунда. Тогда по трубе еще что-то капало. Теперь перестало совсем. Почему — понятно. Россияне таким незамысловатым способом сбивают цену и амбиции владельцев предприятия, чтобы потом прикупить его по "остаточной" стоимости. Вопрос в том, как нам с вами к этому относиться? Волноваться или нет?

События последней недели говорят — волноваться вроде надо. Латвийское государство, до этого интересовавшееся бизнесом только в смысле сбора дани, а взамен — создававшее ему атмосферу максимального геморроя, совершило неожиданное. Оно заступилось за бизнес. Традиционно продемонстрировав миру свою детскую непосредственность и прибалтийское тугодумие. Наш министр иностранных дел нажаловался в ЕС и ВТО, что Россия нас обижает. Не использует, дескать, как транзитное государство. А раньше, мол, использовала. В ЕС и ВТО недоуменно пожали плечами: Россия не является членом ни того, ни другого. Да и вообще нефтеперевалка — дело коммерческое, в компетенцию еврочиновников не входящее. Зато в России удовлетворенно крякнули: есть, "клиент" занервничал. Значит правильным путем идем.

Что же все-таки нам, простым обывателям, до этого? Попробую пояснить: большим акционером Venspilss nafta (почти на 44%) является латвийское государство. Однако за последние четыре года оное государство не получило ни копейки дивидендов. Потому что основной акционер VN — компания Latvijas Naftas Tranzit (LNT) так хорошо поставила дело, что все прибыли оказались у нее.

Компания LNT выполняет роль помощника в сложном деле перекачки нефтепродуктов. В том смысле, что Venspilss nafta перекачивает нефть, а LNT — деньги за перекачку нефти. В свою очередь главный акционер LNT — фирма Ventbunkers. А "Бункер" тот полон разных оффшорок, и сам черт не разберет, кто у них хозяин. Но вот факт: в начале января в совет Ventbunkers были избраны сын и дочь г-на Лемберга — Анрийc и Лига Лемберги соответственно. Вот такое семейно-хуторское хозяйство получилось. Способность к нефтетранзиту, как известно, в нашей стране передается на генетическом уровне. Так рассказывать дальше, кто пострадал от того, что Россия закрыла кран? И кто пострадает, если в результате та же Россия купит Venspilss nafta?

Ну уж во всяком случае не наше государство. Ибо оно, бедное, от нефтетранзита никогда ничего хорошего и не видело. И не увидит. Ни прибылей, ни налогов с этих прибылей (не зря же там целый "бункер" оффшорок пасется). Так чего ж оно задергалось? А это уже другая история. Это по партийной линии.

В тот момент, когда писались данные строки, пришла очередная инициатива от патриарха нашего нефтетранзита, еще раз подтвердившая бедственное положение последнего. На этот раз г-н Лемберг устрашился отсутствием у страны "плана экономической безопасности". С обороноспособностью, дескать, у нас все порядке (НАТО и пр.), а с экономической независимостью дела из рук вон плохи. Что будет, если зловредная Россия выключит не только нефть, но и газ? Немедленно следует приступить к строительству угольных теплоцентралей. Короче -- запасать дрова, соль и спички.

Забыл, забыл г-н Лемберг от горя, что Latvijas Gaze давно уже принадлежит россиянам. И газа у нас — завались. Впрочем, и бензина с соляркой — тоже (продавать-то их нам никто не отказывается, только плати). А нефтетранзит будет, если хватит ума отдать Venspilss nafta в правильные руки. Пока не поздно. Почему же не отдают? А это тоже по партийной линии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!