Предприятие Gercini (Буртниекский край), которое создало устройство для энергомониторинга G–Dog, является ярким примером того, как инновации появляются, если только хватает смелости сказать: "Делаем сами!". Предприниматель Улдис Реньге в свое время попробовал силы в садоводчестве и возглавлял продуктовое предприятие Milda, а сейчас развивает G–Dog — бренд предприятия Gercini.

Серия статей "Latvija var!" на портале Delfi посвящена предприимчивым людям в латвийском бизнесе, идеи которых превращаются в инновационные продукты, завоевывают экспортные рынки или сердца клиентов в Латвии. Проект создан в сотрудничестве с DNB.

За прошедшие годы на предприятии было немало перемен, ведь приходилось приспосабливаться к рыночным тенденциями. В 1993 году Gercini было основано как семейное предприятие для выращивания и переработки фруктов. В 2007 году оно переквалифицировалось и занялось изготовлением оборудования для пищевого производства. Металлические детали для разных устройств изготавливали и сваривали партнеры по сотрудничеству, привлеченные со стороны. В свою очередь Улдис и его сын Ивар разрабатывали "мозги" оборудования, или контролер, которым им управляет. Созданный Gercini контролер добился международного признания — в 2015 году предприятие вошло в число финалистов "Приза народного хозяйства Германии в Латвии".

Правда, сейчас Gercini производством оборудования больше не занимается, так как внимание сосредоточено на новом продукте — устройстве по энергомониторингу G–Dog, в котором Улдис усматривает большой потенциал. О новом устройстве он рассказывает с энтузиазмом. Создается впечатление, что самую большую радость ему приносит сам процесс создания продукта.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Семья Реньге решила создать собственный бизнес после восстановления независимости. Gercini было основано в 1993 году. Тогда Улдис закупил также цех по пищевому производству и предприятие Milda KM, которое по-прежнему является узнаваемым производителем продуктов питания. Milda стала главным бизнесом семьи. Как говорит Улдис, они создали фирму "с самых низов". "Мы его развивали довольно хорошо, бренд был известным. По кетчупам мы были лидерами рынка", — рассказывает он, добавляя, что в 2008 году продал половину предприятия, а последние доли капитала перешли к новым хозяевам в 2009 году.

"16 лет — это уже все-таки период, который немного утомляет. Производство продуктов питания — нелегкий хлеб. Это так кажется — едят все, есть большой спрос. Это не так. В пищевом производстве очень большая конкуренция, очень высокие требования. Так что, пришлось пройти через тяжелый период", — вспоминает Улдис.

Параллельно существовало и Gercini, но до 2007 года предприятие не было активно. Идея о разработке устройств возникла, когда искали производственное оборудование для нужд Milda. Оказалось, именно такого вообще не существует, поэтому Улдис и Ивар изготовили его сами. Предприниматель признает, что многим производителям в Латвии нужно оборудование, которое может одновременно выполнять несколько функций, например, расфасовывать, заполнять различными массами различные объемы и закручивать пробки. Он уверен, что собственный опыт в пищевом производстве позволил понять нужды клиентов и создать лучшие решения.

"Так мы стали делать оборудование. Создали в в Латвии более 20 устройств. Самое большое было для Balticovo, где мы создали скоростную линию для наполнения яичной массы. Она там работает до сих пор. Мы закончили ее в 2012 году. Они там расфасовывают массу для блинов, жидкие яичные массы. Недавно мне звонили и интересовались… Они придумали новые продукты, хотели узнать, можно ли будет заполнять", — рассказывает Улдис. По его словам, предприятие по-прежнему получает предложения о подобных проектах, но он отказывает, так как все внимание уделяется развитию нового продукта Gercini — устройства для энергомониторинга G–Dog.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Идея устройства по надзору за потреблением электроэнергии тоже возникла, так как оно просто потребовалось самим. В 2014 году в домашнем хозяйстве семьи вдруг резко выросло потребление электричества и ежемесячные затраты. По словам Улдиса, рост казался нелогичным: "Я знаю это хозяйство, знаю, сколько надо затратить, но потребление вдруг стало в два-три раза больше, чем должно было быть теоретически".

Чтобы понять, в чем проблема, Улдис решил купить устройство, чтобы регистрировать происходящее в домашнем хозяйстве: "Что-то я нашел, звонил, искал, узнавал возможности, но понял, что это не годится". Так и возникла идея создать устройство собственными силами.

"Тогда я привлек Ивара, и все началось. Первый электромониторинг мы сделали для себя. делали, уже думая о будущем продукте. Для себя вроде бы как того не стоит, но я думал — если это важно мне, то может пригодиться и другим", — рассказывает Улдис, добавляя, что при помощи самодельного устройства удалось найти повреждение в системе водоснабжения. В результате счет за электричество снизился на 70 евро, а потребление электричества с 700 до 300 кВт в месяц.

G-Dog — это небольшой пластмассовый ящик, который очень напоминает рутер для беспроводного интернета. Его дополняют черный провод и зажим, который устанавливается на соответствующие провода. Улдис говорит, что с этим аппаратом предприятие по-своему опередило время, так как для его работы требуется беспроводной интернет, который не везде доступен. Правда, сейчас на стадии разработки находится электромониторинг G-Dog, который можно было бы соединить с интернетом при помощи провода. Модель этого устройства появится на рынке уже в этом году.

Большую радость Улдису принесло признание со стороны Latvenergo. Они видят потенциал G-Dog и уже год являются партнерами Gercini. С Latvenergo семья Реньге столкнулось в 2015 году на выставке "Окружающая среда и энергия". Позже предпринимателей пригласили в центр энергоэффективности компании в Юрмале, где они представили свое устройство по энергомониторингу. "Нам казалось, что мы как бы наступаем на ногу Latvenergo, но нет. Они используют наши электромониторинги и предлагают своим клиентам в Латвии их покупать и арендовать", — рассказывает Улдис.

Устройства по электромониторингу производятся и в других странах мира, но они не дают таких широких возможностей как G–Dog. "На самом деле, качественные аппараты довольно дорогие и у каждого есть свои негативные стороны. Например, есть один хороший электромониторинг, но он может следить только за одной фазой. У нас же имеются устройства с четырьмя и восемью зажимами, так что мы можем установить разветвитель и видеть до восьми групп потребителей", — объясняет предприниматель.

Электромониторинг G–Dog дает информацию о том, как в хозяйстве расходуется электричество. Улдис подчеркивает, что при разумном использовании этих данных можно определить, что вообще происходит в хозяйстве. Это особенно полезно для предприятий, ведь устройство помогает определить источники потребления энергии вне рабочего времени, свет, который забыли выключить, поврежденное оборудование и инженерные сети. Также это хороший помощник при подсчете себестоимости продукта. По словам Улдиса, самый короткий срок, за который кому-либо окупилась покупка G–Dog, был всего 10 дней. Сейчас это позволяет сэкономить 14 000 евро в год.

"Это продукт, который мы оцениваем как очень перспективный. Мы думаем, что у него есть будущее не только в Латвии, но и в мире", — уверен Улдис. Правда, пока G–Dog еще не начал покорять мировой рынок. "Нам нужно закрепить продукт в Латвии. Нужна стопроцентная уверенность, что продукт больше не нуждается в улучшениях", — говорит он.

Отвечая на вопрос, когда хотелось бы начать распространение G–Dog за границей, Улдис смеется: "Нам хотелось бы, чтобы это случилось вчера". "Думаю, нужен еще год, и тогда мы будем уверены", — добавляет он. Улдис подчеркивает, что намерен выйти за пределы Латвии с несколькими продуктами.

Как рассказала порталу Delfi председатель правления Латвийской Ассоциации предприятий Start-up Екатерина Новицкая, способ выхода на мировой рынок для каждого предприятия зависит от избранной стратегии коммуникации. Можно громко заявить о себе всем или сразу же обратиться к потенциальному клиенту. По ее словам, хороший способ рассказать о себе другим — различные международные конференции. Также можно осуществлять пиар-мероприятия и обращаться к мировым СМИ. В качестве полезного инструмента для обращения к конкретной аудитории она упомянула рекламу Google.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Предприятие планирует выйти на зарубежные рынки не только с электромониторингом G–Dog, но и с умной системой управления, которая позволяет дистанционно управлять потреблением энергии дома или на предприятии, например, включать и выключать приборы.

"Умное руководство с планшета, компьютера, любого устройства позволяет управлять потреблением дома или на предприятии — включать, выключать. Можно установить режим — во-сколько, как долго, как включить и выключить, температуру и другие параметры. Клиент сам устанавливает конфигурацию и говорит, как должно работать руководство дома или в хозяйстве", — рассказывает Улдис.

Предприятие уже реализовало ряд таких проектов, в том числе в крестьянском хозяйстве Bušas, где при помощи умного руководства контролируются теплицы. В зависимости от погоды и температуры воздуха система сама открывает и закрывает окна.

"У них 10 теплиц, где установлены механизмы управления и изготовленная нами метеостанция, которая следит за направлением и силой ветра, интенсивностью света, влажностью, дождем. Затем эта информация поступает на сервер. Оттуда направляется команда для исполнительных механизмов. Если светит солнце и дует северный ветер, окна в теплицах открываются на треть. Когда-то этим занимались работники — бегали открывать и закрывать. Сейчас все на автоматике", — говорит Улдис.

Разработка одного такого проекта длится примерно год. "От идеи до реализации проходит долгий процесс. Это делается не на "хоп-хоп". И есть очень много коррекций, тестов, проверок, перестроек. Это непростой процесс. Спаять ведь можно было бы и за пару дней", — говорит Улдис. Нередко приходится делать "шаг вперед, два назад", так как одно из решений не функционирует должным образом.

Улдис признает, что наибольшее удовлетворение приносит осознание того, что созданный его предприятием продукт приносит пользу.

Если в прошлые годы оборот Gercini был около 200 000 евро, то в 2015 году он упал до 63 000.

Комментируя финансовые показатели прошлого года, Улдис говорит, что ими не удовлетворен, да и может ли бизнесмен быть доволен прибылью. "Не знаю, какая должна быть ситуация, чтобы я был удовлетворен. Если я буду удовлетворен, мне пора на пенсию", — говорит он.

В конце беседы Улдис сообщает, что не против продать проект G-Dog, если найдется подходящий покупатель. Он с улыбкой добавляет: "Тогда мы занялись бы чем-нибудь другим".

Добавленная стоимость — это желание понять специфику местного бизнеса и способность приспособить продукт

Foto: Publicitātes foto

Илзе Пане, руководитель Управления малых предприятий DNB banka:

"Gercini приятно удивляет. Это небольшое предприятие, которое способно работать в машиностроении — создавать сложные и разнообразные устройства для пищевого производства, в том числе механические части, контролеры, электронные устройства. Несомненно, предыдущий длительный опыт сотрудников Gercini по управлению пищевым предприятием приводит к очевидному пониманию, которое необходимо таким предприятиям. Если соединить опыт, знания и неиссякаемую креативность, возникают продукты с актуальными современными нуждами. Они соответствуют модели будущего поведения потенциальных клиентов, ведь мы делаем нашу повседневность все более "цифровой", чтобы сократить расходование ресурсов и в домашних хозяйствах, и на предприятиях.

С точки зрения инноваций, на этом поле в Европе и мире уже есть пионеры. Но добавленную стоимость этому предприятию обеспечивает желание понять, углубиться в специфику местного бизнеса, способность приспособить продукт.

Специализация Валмиерского региона в экономике Латвии — это создание очень смелых решений и эксперименты с уже готовыми устройствами.

Возможно, наступает благодарное время для популяризации данной услуги в связи с поддержкой фондов ЕС для инициатив энергоэффективности, в т.ч. программ энергоэффективности многоквартирных домов и индустриальных объектов (CFLA). Еще более широкие перспективы для этого продукта открываются, если почитать требования ЕС по энергоэффективности — "Директиву по энергоэффективности", которая вводится в Латвии".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!