Глина не является устаревшим и скучным материалом. Это нечто современное, стильное и визуально привлекательное, считает руководитель завода керамики "Vaidava Ceramics" Микс Балодис. Под его руководством завод обрел второе дыхание и обратился к экспортным рынкам. Посуда, изготовленная в Вайдаве, украшает столы многих европейских столиц, а всемирно известные повара подают в ней свои произведения кулинарного искусства.

Серия статей "Latvija var!" на портале Delfi посвящена предприимчивым людям в латвийском бизнесе, идеи которых превращаются в инновационные продукты, завоевывают экспортные рынки или сердца клиентов в Латвии. Проект создан всотрудничестве с DNB.

"Vaidava Ceramics" — семейное предприятие Балодисов, которое возникло еще до восстановления независимости Латвии. Кажется, глиняные блюда из Вайдавы, если не держал в руках, то видел практически каждый. Правда, теперь они производятся только периодически, так как приоритетом предприятия стала коллекция дизайнерской посуды "Zeme". Она символизирует новый концепт предприятия — вернуть глиняную посуду на стол современного человека.

Завод расположен рядом с Вайдавским озером, всего в паре минут ходьбы. Пока на деревьях еще не появились листья, озеро видно даже с территории предприятия. Вайдавская посуда изготавливается из латвийской красной глины, которую добывают в Лиепах, примерно в 30 км от завода. Любой вайдавский продукт проходит через руки мастера, поэтому на нем написано — "handmade in Latvia" ("ручная работа, сделано в Латвии"). Сейчас на "Vaidava Ceramics" работает 15 человек. Правда, в Вайдаве производится не только посуда, но и цветочные горшки, а в свое время там изготавливали также, например, люстры и огромные вазы. Сейчас на счету предприятия — около 100 продуктов.

В прошлом году оборот "Vaidava Ceramics" достиг почти 200 000 евро, но Микс планирует в ближайшие три-четыре года удвоить этот показатель и добиться, чтобы около 70% продукции шло на экспорт. При этом он подчеркивает, что предприятие не собирается превращаться в огромный завод, где посуда изготавливается автоматически. Речь идет об успешном развитии семейного предприятия, где делают посуду "с историей".

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Завод керамики в Вайдаве был создан в 1980 году, и на нем работали 30 человек. В 1985 году руководство предприятием взял на себя молодой инженер Янис Балодис, который стремился привести его в норму. Балодис окончил химический факультет РТУ и ранее работал в отделе развития Валмиерского стекловолокна. "Это было время, когда на заводах чуть-чуть начали считать, что производится, куда продается, сколько на это уходит денег. Его пригласили в качестве молодого и перспективного руководителя, чтобы привести производство в порядок. В те первые пять лет, начиная с 1980 года, здесь творился бардак", — рассказывает Микс о решении своего отца.

После восстановления независимости Янис приватизировал завод. Вот уже более 20 лет это семейное предприятие, вклад в работу которого внесли и его дети. "Мы все росли вокруг этого здания и тут учились труду. Сколько себя помню, мы каждое лето ухаживали за свеклой, купались в Вайдавском озере", — вспоминает Микс. Теперь из троих братьев на предприятии работает только он, но еще пару лет назад заводом руководили два брата — Микс и Угис.

"Vaidava Ceramics" стало первым местом работы Микса, когда он изучал бизнес-управление в Видземской Высшей школе. Затем он переехал в Ригу, а в Вайдаву вернулся около четырех лет назад. "Младший брат тут очень активно руководил предприятием вместе с отцом, пока я был в Риге и занимался совсем другими вещами", — рассказывает Микс. Вернувшись на предприятие во второй раз, он сразу же выдвинул цель о завоевании экспортных рынков.

"Предприятие будет жить и успешно развиваться, если оно выйдет за пределы Латвии и будет производить посуду, которая интересна не только латышам, но и экспортным рынкам. Первым шагом было создание коллекции "Zeme". Она начала свой путь два года назад в качестве комплекта из трех мисок белого цвета. Сейчас она выросла приблизительно до 30 единиц трех цветов. Это новое направление", — говорит Микс.

Микс держит в руках блюда из красной глины, необычайно гладкие благодаря особой технике "теракота", которая не позволяет посуде впитывать воду. Это в свою очередь позволяет мыть керамику в посудомоечной машине. "Взяв посуду в руки, человек входит в прямой контакт с латвийской землей. Так и возникло название коллекции", — объясняет Микс.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

Территория завода (около 100 квадратных метров) покрыта множеством высоких полок. На одних сохнут только что изготовленные тарелки, на других — блюда, выбранные из печи, которые ждут дальнейшей обработки. Раньше здание завода представляло собой большой сарай, где в свое время даже справляли свадьбы, в том числе свадьбу одной из многолетних работниц предприятия, которая недавно вышла на пенсию. В 1980-е годы в сарае был оборудован завод, а в 1990-е создали пристройку, где сейчас работает мастер по гипсу. Тут действительно ощущается, что это семейное предприятие со своей историей, ведь Миксу есть что рассказать о каждом работнике. Например, мастер по работе с гипсом Илгонис начинал свою карьеру в Вайдаве с создания модели арома-посуды. Оказывается, это одно из старейших вайдавских изделий, которое производится до сих пор.

Шагая по узким коридорам между рядами полок Микс сообщает, что главный враг гончара — влага. Из-за нее посуда медленно сохнет, удлиняя весь процесс производства.

Путь от глины до готовой тарелки, блюда или цветочного горшка довольно долог. Чтобы глина обрела вторую жизнь на поверхности земли, она должна около года отстаиваться, выдерживая мороз, осадки и солнце. По словам Микса, это не только подготавливает материал, но и позволяет глине энергетически зарядиться. "Глина должна пройти три цикла, достигнув такой консистенции, чтобы гончар мог ее использовать. Она должна пройти через фильтр, который отсеивает крупные механически примеси. Затем ее спрессовывают в такие большие плоские "блины" и хранят. Потом "блины" проходят через вакуумный пресс, который выжимает из глины лишний воздух. В итоге образуется масса, с которой может работать гончар", — говорит руководитель предприятия, добавляя, что ежегодно на завод завозится около 80 тонн глины.

По словам Микса, глиняная масса, с которой работают гончары, это "чистая глина и вода". "То же гончарное колесо, только на него кладут большую гипсовую воронку, в которой может оседать форма. Потом мастер берет кусок глины, бросает в форму и при помощи специального напора обеспечивает нужную толщину", — объясняет он. Микс подчеркивает, что глина — капризный материал, который при высыхании может потрескаться. Поэтому в него помещаются гипсовые опоры. Процесс высыхания посуды на заводе искусственно не ускоряют, поэтому она сохнет около недели.

После этого посуду ставят в печь, где ее обжигают. На заводе имеется две печи, каждая вместительностью около кубометра. Температура в печи может достигать 1050 градусов. Печи работают на электричестве, поэтому это одна из самых крупных позиций по расходам предприятия. Посуда, покрытая глазурью, "поджаривается" дважды — сперва без глазури, затем — с глазурью. Цветочные горшки — единственная группа товаров, которая обжигается один раз — сразу с глазурью, так как горшки не нуждаются в том, чтобы не пропускать воду.

В прошлом году на "Vaidava Ceramics" в целом изготовили 40 000 различных изделий, в том числе около 10 000 единиц посуды коллекции "Zeme". Посуда из этой коллекции составляла около 40% общего оборота предприятия.

"На самом деле, в Латвии нет завода посуды для повседневных нужд. Единственные в этом сегменте — "Вайдавская Керамика" с коллекцией "Zeme", которая является особой разработкой, объединяющей шероховатость глины снаружи и глазурь внутри. Она доступна с глазурью трех цветов — белого, серого и зеленого. Это довольно популярная серия, но, скорее всего, не для повседневного употребления. Охотнее всего покупают белый, затем — зеленый, а затем — серый цвет", — рассказывает руководитель отдела по категориям посуды ООО "Arkolat" Айя Спила. Она добавляет, что "люди все чаще ищут посуду интересной формы и все реже выбирают посуду с декором, позволяя цвету и фактуре пищи играть на одноцветной тарелке".

По словам Спилы, клиенты магазинов посуды ''Rito'' чаще всего выбирают фарфоровую посуду, так она по-прежнему ассоциируется с тонким оформлением стола. Другой выбор посуды характерен в сегменте отелей, ресторанов и кафе (HoReCa), так как профессионалы отрасли отдают предпочтение посуде, исходя из долгосрочности и качества материалов при интенсивном использовании. Поэтому здесь лидирует посуда, обладающая наибольшей механической прочностью. И HoReCa, и покупатели в супермаркетах часто выбирают фарфор или керамику. По словам торговца, керамика дешевле. Ее выбирают, если не планируется использовать посуду всю жизнь. Если же нужна посуда для длительного использования, покупатели предпочитают обычный или костяной фарфор.

Foto: Kārlis Dambrāns, DELFI

В свое время отличительной чертой вайдавской посуды было оформление в традиционном латышском стиле, но в новой коллекции оно отсутствует. По словам Микса, традиционные знаки выражают что-то только в Латвии. Чтобы создать товар на экспорт, от них пришлось отказаться. "Если поехать в Финляндию и показать им "юмис", им от этого ни холодно ни жарко. У них есть собственные знаки викингов, а наши их не интересуют. Мы должны создавать продукт, который привлекателен для любой страны", — объясняет он.

Первой страной экспорта для "Vaidava Ceramics" стала Германия, которая и сейчас является крупнейшим рынком сбыта продукции предприятия. "Сперва мы успешно нашли распространителя, который работает в Германии, Швейцарии и Австрии. С этим партнером мы и начали. Наш крупнейший рынок сейчас — это Германия, но в последний год мы добавили к ней и страны Скандинавии. Мы нашли партнера в Дании и гордимся тем, что вайдавская посуда теперь продается в самых престижных дизайнерских магазинах Копенгагена. А добиться такого непросто. Это главное наше достижение и доказательство того, что мы идем в правильном направлении", — считает предприниматель.

Сейчас на предприятии создается новая коллекция посуды. Правда, Микс не хочет о ней особо распространяться. Он лишь сообщает, что коллекция должна быть готова к июню, когда планируется отправиться на выставку в Японию: "С Японией мы работали три-четыре года назад. Они покупали нашу традиционную посуду, она казалась им интересной. Так что, небольшие наработки в Японии у нас уже есть. В сегменте дизайнерской посуды мы с ними еще не работали, это новый вызов".

Микс также гордится тем, что в посуде коллекции "Zeme" подаются блюда парижского ресторана "Le Papillon", шеф-повар которого является обладателем звезды "Мишлен". Но как бы ни радовали заграничные достижения, глава предприятия подчеркивает, что Латвия для "Vaidava Ceramics" является домашним рынком, который "всегда будет главным".

Foto: Publicitātes foto

Илзе Пане, руководитель Отдела малых предприятий DNB banka:

"Vaidava Ceramics" — это небольшой завод, где при сохранении латвийских традиций производства керамики удалось успешно развить семейный бизнес. В современных экономических условиях важно уметь, уважая латвийские традиции, приспосабливаться к нуждам экспортного рынка и создавать продукт для экспорта, что и удалось данному предприятию.

Если предприятие планирует увеличить оборот и освоить более широкий экспортный рынок, ему необходим доступ к оборотным средствам. Тут было бы полезно воспользоваться одним из решений, предлагаемых банком. Это может быть кредит для оборотных средств, который поможет предприятию в период расширения, и выплата которого может быть согласована с циклом бизнеса предприятия. С ростом объемов и числа партнеров использование факторинга дало бы предприятию возможность предложить товар наложенный платежом и в то же время обеспечить средства для производства следующей партии, так как получение денег предусматривается при отправке товара. Можно дополнительно застраховать риск платежеспособности покупателя. Такую особенную и технологически современную посуду захотели бы приобрести многие латвийские хозяйки. Чтобы латвийская глиняная посуда могла попасть в каждый дом, можно предложить использовать е-коммерцию — карточные платежи. Также мог бы пригодиться мобильный POS-терминал при торговле на выезде, который упрощает оборот наличных.

Недавно в нашем проекте "Латвия может!" мы рассказывали об ООО „Gercini" — предприятии, которое создало устройство по мониторингу потребления электричества. Сокращение расходов важно для каждого предприятия, поэтому, возможно, данное устройство помогло бы снизить и затраты "Vaidava Ceramics", ведь одна из главных статей расходов — это электричество, от которого работают печи.

В обществе сложилось двойственное отношение к глине — она одновременно считается и золотом земли, и грязью. Благодаря своей посуде "Vaidava Ceramics" несет миру золото земли — золото латвийской земли".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!