"Исторический" скандал, похоже, может нанести существенный ущерб имиджу ЛР. Чтобы объяснить появление в официозной книге "История Латвии. XX век" фото концлагеря в Саласпилсе с подписью "воспитательно–трудовой", советник Вайры Вике–Фрейберги по вопросам истории Антонийс Зунда выступил в передаче LTV–1 "100–я статья" (имеется в виду статья Сатверсме о свободе слова).
По мнению А. Зунды, авторы книги впервые за 15 лет независимости дали "реалистический взгляд" на ее историю. Ну, предположим, это самореклама — в республике вышли десятки, если не сотни книг, многие из которых — например, перепечатки эмигрантских сочинений — куда объективнее. Главное же достоинство "Истории Латвии. XX век" — то, что, по А. Зунде, она развенчивает "миф о том, что в 1940 году в Латвии произошла социалистическая революция". Странно — этот процесс ведь уже полтора десятилетия клеймят как "оккупацию", где же открытие?

Отвечая на заковыристые вопросы ведущего: а не следовало бы — аналогично Саласпилсу — лагеря ГУЛАГа называть, по официальной версии, исправительно–трудовыми, г–н Зунда сделал акцент на "очень гипертрофированное, завышенное число погибших" в латвийском лагере. Их никак не могло быть 100 тысяч! Что интересно, г–н Зунда перечислил несколько этапов функционирования Саласпилса, но не сказал ни о том, что там в массовом порядке гибли советские военнопленные, ни о том, что там держали малолетних узников.

"Саласпилс ни в коем случае нельзя сравнивать с Освенцимом, — решительно заявил советник президента. — Этих людей не привезли туда, чтобы убить в газовых камерах и сжечь в крематории". Поэтому называть Саласпилс лагерем смерти — "необъективно". А вообще, согласно Антонийсу Зунде, "в Латвии не существует цензуры, не существует заказа"…

Насчет заказа г–н Зунда кокетничает — если бы его не было, то не выделялись бы крупные суммы на "исследования" его комиссии и их последующее тиражирование. Как известно, идея "разъяснения миру сложной истории Латвии" недавно была поднята на щит сеймом (как будто в других странах мира она "простая"!). А вот другой историк по специальности, посол Латвии в Израиле Карлис Эйхенбаумс, на днях заявил в тамошней русскоязычной газете "Новости недели", что еврейская община Латвии была "процветающая", но вот "советское время все это перечеркнуло".

Не пояснив ни словечком, кто же делал Латвию "юденфрай", г–н Эйхенбаумс сказал, что "немало молодых латышей в военные годы были насильственно загнаны в армейские дивизии СС". А теперь "они не празднуют, они вспоминают павших". Да и вообще сам г–н Эйхенбаумс проявил себя как большой демократ: "Я восхищен трудолюбием русскоязычных репатриантов, которые осваивают эту землю с необычной целеустремленностью, в то же время защищая свое самоуважение и своеобразие". А вопрос о Пыталово Латвия ставит перед Россией, чтобы получить компенсации "русскоязычным жителям". Вы что, еще не поняли, как о нас заботятся?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!