Дело не в отсутствии средств, а в политике, которую проводит наше государство, считает Индрикис Крамс.
Руководитель исследований Института систематической биологии Даугавпилсского университета много лет посвятил научной деятельности, застал все переходные этапы, происходившие в латвийской научной среде после восстановления независимости Латвии. Сегодня он с горечью констатирует: в то время как научные достижения соседних Литвы и Эстонии в европейских масштабах с каждым годом становятся все весомее, латвийская наука продолжает деградировать.

Ниже некуда

В Даугавпилсском университете (ДУ) прошла международная конференция, посвященная проблемам изучения и сохранения биологического разнообразия в Балтийском регионе, — один из крупнейших форумов по биологии в Европе. Среди участников было много известных людей, ведущих в мире специалистов. ДУ на форуме смотрелся очень даже респектабельно: недавно здесь были созданы Институт систематической биологии, Институт экологии. Лаборатории обоих институтов оснащены современной аппаратурой, заняты важной исследовательской работой. Если уж в Латгалии происходят подобные новшества, то наверняка пришло время за латвийскую науку порадоваться?

— Увы, поводов для радости у Латвии нет, — с разочарованием отметил Индрикис Крамс. — Об этом свидетельствует статистика публикаций в научных изданиях. Каждая страна стремится занять как можно более престижное место в области научных достижений. Именно по достижениям в науке в мире судят о статусе государства, его уровне развития. А главным показателем являются публикации в известных научных изданиях, признанных во всем мире. Опубликоваться там очень даже непросто: в науке существует большая конкуренция. Я думаю, даже посерьезнее, чем в бизнесе. Могу судить об этом по личному опыту, так как занимался обоими видами деятельности. Но ученым Эстонии и Литвы, несмотря на жесткую конкуренцию, удалось пойти в гору, а латвийским — нет.

— Почему, на ваш взгляд?

— Эстонские ученые недавно проанализировали ситуацию в науке в своей стране в сравнении с остальными балтийскими государствами. Их интересовало, на каком месте они находятся, что нужно делать для дальнейшего развития науки Эстонии. Ученые нарисовали график, отображающий ситуацию с 1991 по 2006 год. По нему видно, что наука Эстонии с 1992 года пришла в упадок. Это было связано с тем, что в Советском Союзе трудно было печататься в общепризнанных мировых журналах, но существовали достаточно крепкие собственные научные издания, которые с распадом Союза захирели. Уже в 1994 году эстонцы переориентировались на издания Европы и постепенно пошли в гору.

У литовцев упадок длился дольше. Но в 1998 году литовские ученые стремительно догнали, а затем и опередили по количеству опубликованных научных работ эстонцев. А уровень латвийской науки как начал снижаться с 1991 года, так продолжает падать по сей день. А ведь латвийский научный потенциал на начало 90–х был значительно выше, чем у соседних государств. В Латвии был сосредоточен настоящий "цветник" ведущих ученых в самых разных областях науки. И соответственно, падать мы начали с очень большой высоты. А политика нашего государства это падение стимулировала.

Хорошие идеи — на вес золота

— Латвийская наука разваливалась на протяжении долгих пятнадцати лет, — продолжает И. Крамс. — Люди с высокими учеными степенями, которыми Латвия должна была бы гордиться, удостоились от государства одного из самых низших социальных рангов. Грошовая заработная плата даже для академиков, да и само наплевательское отношение к науке привели к тому, что многие видные латвийские ученые уехали за рубеж, ушли из науки, состарились, деградировали, умерли. Сегодняшние зарплаты в 300–400 латов по сравнению с прошлыми выглядят, конечно, прилично. Но в Эстонии ученым платят в три раза больше, причем уже давно. А латвийские не получали нормальных денег десять — пятнадцать лет, не имели возможности покупать нужные книги, участвовать в международных конференциях, были лишены элементарных бытовых условий. И это уже ничем не компенсировать.

— Даже большими деньгами?

–Понимаете, полубандитское отношение к науке и к людям, которые двигают эту науку, в Латвии до сих пор сохранилось. Деньги, поступающие ученым сегодня, по большей части заработаны ими самими в различных европейских проектах.

Ученые приносят Латвии миллионы латов. Лаборатории оборудуются современной аппаратурой, появляется возможность заниматься плодотворной научной работой. Студенты, ранее не представлявшие свое будущее в науке, поскольку видели, в каком стесненном материальном положении находятся их преподаватели, теперь изменили свое отношение. Начинают подходить, просятся в лаборатории.

Но парадокс заключается в том, что лаборатории, аппаратура и даже деньги сегодня есть, а хороших идей, как все это для науки использовать, — нет. Многие ученые за годы вынужденного бездействия потеряли свою былую форму, устали. Они очень долго не были на корабле под названием "международная наука", поэтому, попав "на борт", просто растерялись.

Научная среда в Латвии — это давно уже не советское образование, но еще и не новое, которое должно было прийти на смену. Ситуация в латвийской науке остается как бы законсервированной со времен банковского кризиса середины 90–х. И все говорит о том, что для кого–то это выгодно.

За фасадом "замка света"

— Например?

— В последнее время много поется о том, что в нашей науке все хорошо. Вранье! Латвия только в одном выглядит хорошо — успешно стартует в европейских проектах. Да, это деньги, улучшение инфраструктуры. Но это не научные публикации! А наука происходит на страницах признанных изданий. Латвийским ученым теперь вдвойне трудней туда попасть. Время упущено. Их имена забыты или неизвестны.

В научном мире уже сложилась компания хорошо всем известных ученых, свой микроклимат. К тому же латвийские вузы не могут похвастаться хорошими библиотеками — основным показателем уровня учебных заведений. А без передовой научной прессы никакое развитие невозможно в принципе. Ни в библиотеках Даугавпилса, ни в библиотеках Риги не найдешь всю имеющуюся информацию на интересующую тему. На это требуется много денег.

К примеру, средний университет американского штата тратит на периодику около 300 тысяч долларов в год. Если сравнивать, то потребности среднего американского университета удовлетворили бы нужды всех библиотек Латвии. Жителей Латвии мало. Мы не специализируемся во всех мировых научных областях. Но вместо того чтобы тратить деньги на реальную научную информацию, на то, что дает знания, новые идеи, возможность включиться в мировой научный оборот мысли, Латвия реализует огромные имиджевые проекты.

— Возможно, построят у нас чудо–библиотеку "замок света" и начнется в Латвии эра просвещения?

–"Замок света" в Латвии, может, и построят. Антураж, конечно, будет выдающимся. Многие нагреют на этом руки. Но хорошей библиотеки за фасадом здания не будет никогда. Я подсчитал: если тратить на книги и периодику 150 тысяч латов в год, то денег, которые планируется вложить в это сооружение, всем библиотекам Латвии хватило бы на 360 лет вперед. Причем библиотеки стали бы хорошими. Подозреваю, что с осуществлением этого грандиозного проекта падение в латвийской науке будет продолжаться еще четыреста лет.

— Вас могут обвинить в отсутствии патриотизма.

— Латвия — моя родина, которую я люблю. Но я смотрю на проблему не с латвийской колокольни, а с более высокой. Это малюсенькая территория на мировой карте, окруженная многочисленными соседями. Вот у них бы Латвии поучиться! Перенять тот же эстонский опыт в методах научных достижений, шведский, где распределяются Нобелевские премии, или финский. Финляндия длительное время копировала шведский опыт в науке, вкладывала большие деньги специально для того, чтобы страна была современной, росла за счет научных достижений. И результат — налицо: в последние годы финская наука обогнала шведскую. А Латвия хоть и находится по соседству с передовыми странами, но является фантастически изолированной страной. Она отделена от продвинутых соседей уже не железным занавесом, а непробиваемой стеной. Обиднее всего, что Латвия сама же эту стену и воздвигла.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!