Главной политико–экономической новостью первых дней нового года стала иссохшая вентспилcская труба. Российский монополист в области транспортировки нефти компания "Транснефть" фактически заблокировала латвийское направление, сделав его безумно дорогим. Что, безусловно, не может не тревожить. Впрочем, поводы для оптимизма также имеются. Однако, судя по всему, не для Латвии.
Кризис Вентспилcского порта, начавшийся в прошлом году и к январю достигший своего апогея, был предсказуем. При постоянно увеличивающихся тарифах и стремительном развитии других портов, ставших серьезными игроками на нефтетранзитной сцене (Польша, Литва, Эстония и, конечно, сама Россия), у Вентспилса не было хороших перспектив. Однако говорить о крахе (а информация о том, что по трубопроводу не пройдет ни тонны нефти, является не чем иным, как тотальным крахом) — не приходилось.

Сейчас, анализируя обстоятельства, предшествующие создавшейся ситуации, можно много рассуждать о том, что руководству "вентспилсской трубы" нужно было вести более гибкую политику с той же "Транснефтью". Или заблаговременно продать терминал Ventspils nafta российским нефтедобытчикам. Но задним умом все сильны. Между тем Айвару Лембергсу, мэру Вентспилса и чуть ли не единственному человеку, имевшему право принимать решения, связанные с "вентспилсской группой", сейчас впору рвать на себе волосы. Именно от его позиции зависело будущее порта. Отметим, еще совсем недавно крупнейшего и богатейшего порта на Балтике.

Что мы имеем сейчас? Вице–президент "Транснефти" Сергей Григорьев в интервью ИТАР–ТАСС заявил, что в первой четверти 2003 года вентспилсский трубопровод не будет использоваться для экспорта нефти, поскольку транспортировка через него — "непомерно дорога". По его словам, российские нефтедобытчики "сами выбирают партнеров, с которыми заключают договоры о транспортировке". "Для них намного выгоднее работать с Приморском", — указал он. Вопрос же о том, как сложилась ситуация, когда поднята цена только для латвийского направления, господин Григорьев не затрагивал.

Господин Лембергс, в свою очередь, считает, что тарифы, существовавшие в Вентспилсе, были совершенно конкурентоспособными и не отличались от тех, которые имелись в Бутинге или Приморске. "Решение не включить Ventspils nafta в график поставок российской нефти в первой четверти 2003 года никак не связано с тарифами на перевалку через Вентспилсский терминал", — заявил А. Лембергс. Мэр латвийского нефтеграда отметил, что условия, предлагаемые Вентспилсом, более выгодны, нежели в Польше, Германии, на Украине. Айвар Лембергс также допустил, что появляющаяся в СМИ информация о неконкурентоспособности тарифной политики Вентспилса может быть "заказной кампанией". Как сообщило агентство LETA, он не исключает, что весь ажиотаж, особенно в русскоязычной прессе, может являться "российским заказом". Подробностей Лембергс не сообщил. Поэтому осталось неясным, для каких целей Россия могла заказывать кампанию в русскоязычной прессе. Будем считать, что градоначальник погорячился, — в его положении к этому можно отнестись с пониманием.

Что же ожидает Вентспилс, а вместе с ним и всю Латвию, бюджет которой из года в год пополнялся "нефтяными латами"? Нужно понимать, что и России очень не помешал бы этот порт. Оздоровление российской экономики происходит в основном за счет экспорта нефти и газа. Согласно последним заявлениям правительства РФ, объемы экпорта нефти в 2003 году будут увеличены на 10%. Приморск пока при всем желании не сможет взять на себя все объемы, которые переваливались через Ventspils nafta. К тому же в Вентспилсском порту развита инфраструктура, налажен процесс и т. д., и просто так отказываться от удобного терминала Россия, видимо, не собирается.

Следует предположить, что таким вот незатейливым образом Россия просто начала финальную часть торговли. Понятно, что рано или поздно Ventspils nafta окажется в руках у российских предприятий. Просто россияне стали расчетливыми и очень хотят приобрести порт "по дешевке". Поэтому и занижают цену терминала всеми доступными и, кстати, весьма красноречивыми способами, заодно указывая Латвии на то, как она зависит от своего могучего соседа. Ясность с тем, когда Ventspils nafta станет субъектом Российской Федерации, учитывая накал страстей, должна наступить в ближайшее время. Еще до лета.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!