Foto: Reuters/Scanpix
Для того, чтобы подорвать веру в самый раскрученный и дорогой ($69 млрд!) в мире стартап, вынудить уйти часть топ-менеджеров, подвести под огонь судебных разбирательств и закрыть его самую перспективную исследовательскую программу, оказалось достаточно всего 35 дней. Хроника пикирующего Uber — "убийцы такси №1" — в ретроспективе TechLife.

Коротко говоря — это был невероятно плохой месяц для Uber, компании, которая пока так и не добралась до Латвии. И мы уверены, что каким бы ни был исход того, что происходит с Uber сейчас — все, все это попадет в учебники и пособия по самым разным дисциплинам.

Все началось в воскресенье, 19 февраля 2017 года. Да, конечно, на самом деле все началось гораздо, гораздо раньше — про Uber и царящую в нем рабочую культуру неприятные слухи ходили и раньше. Но то ВСЕ, что ведет к краху компании сейчас, началось именно 19 февраля.

19 февраля — обвинения в домогательствах

Бывший инженер Uber Сьюзен Фоулер публикует в своем блоге рассказ об "очень странном годе в Uber". Помимо всего прочего она утверждает, что ее менеджер домогался ее, а HR-отдел не вступился, поскольку менеджер был на очень хорошем счету. Более того — менеджеру стало известно об обвинениях подчиненной, и он грозился ее уволить. Эти откровения вызвали скандал в западной прессе.

Генеральный директор компании Трэвис Каланик немедленно заявил о готовности расследовать обвинения бывшей сотрудницы и нанял для этого бывшего генерального прокурора США Эрика Холдера. По словам Каланика, обвинения Фоулер "противоречат всем нашим ценностям".

22 февраля — кокаин на вечеринках и "лапанье" сотрудниц

New York Times публикует статью, из которой становится ясно, что откровения Фоулер — это не единичный случай. Сотрудники рассказали об употреблении кокаина на официальных вечеринках Uber и о том, что один из сотрудников был уволен за то, что лапал женщин. Бывшие сотрудники Uber утверждают, что неоднократно рассказывали руководству, в том числе Каланику и руководителю технического отдела компании Туану Фаму о происходящем, но никаких системны мер предпринято не было.

23 февраля — откровения инвесторов и обвинения в воровстве

Два инвестора Uber, Фриад и Митч Капур, публикуют открытое письмо другим инвесторам и правлению, в котором обвиняют менеджмент в неспособности меняться. По их словам, они годами пытались тихо и изнутри изменить культуру в компании, но теперь поняли, что это невозможно.

Google, тоже являющийся инвестором Uber, обвиняет компанию в воровстве технологий. Иск подан от имени Waymo, дочерней компании, которая занимается автономными машинами. В иске сказано, что группа бывших инженеров Google передала Uber технологии, лежащие за способностью машины с помощью лидара чертить карту местности вокруг себя.

24 февраля — проезд на красный свет и поиск "грязного белья" Фоулер

В этот день Uber пришлось опровергать как обвинения Google в воровстве, так и слова Фоулер. По словам последней, она получила предупреждение о том, что в Uber заняты поисками ее "грязного белья" — какими-нибудь фактами, использование которых для шантажа закрыло бы бывшей сотруднице рот.

Кроме того, New York Times уличает Uber во лжи. В декабре прошлого года автономная машина компании была уличена в проезде на красный свет и в том, что это едва не стоило жизни пешеходу. Тогда Uber заявила о "человеческом факторе", но теперь оказалось, что в момент инцидента автомобилем управлял он сам. Единственным "человеческим фактором" было то, что водитель за рулем вовремя не распознал, что машина хочет проехать на красный свет с пешеходом уже на проезжей части.

27 февраля — уход топ-сотрудника с темным прошлым

Амит Сингхал, старший вице-президент по инжинирингу, покидает Uber после статьи в Recode, в которой утверждается, будто Сингхал в свое время был вынужден покинуть Google из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Источники сообщают, что Сингхал покинул Uber после "разговора" с генеральным директором. Сам он все обвинения отрицает.

28 февраля — Каланик выходит из себя

Bloomberg публикует видео, сделанное на камеру в машине Uber. Некий водитель подвозил своего шефа и упрекнул его в слишком низких тарифах и в том, что он с трудом сводит концы с концами из-за этого. Трэвис Каланик выходит из себя и грубит водителю.

В результате CEO компании вынужден извиняться. Он также признает, что впервые готов признать: ему, как руководителю, нужна помощь и он намерен за ней обратиться. Позже это выразится в том, что он станет искать директора по операциям (CCO), который должен стать его "правой рукой" (как в свое время Тим Кук при Стиве Джобсе).

2 марта — Uber нанимает еще адвокатов

Все это не проходит даром для Uber — пользователи в США в знак протеста активно удаляют аккаунты и даже устраивают акции протеста. По словам Сьюзан Фоулер Uber обвиняет во всем этом ее — и нанимает адвоката. В Uber говорят, что наняли еще одну юридическую фирму — Perkins Coie. В ее задачу входит изучать обвинения Фоулер (но не ее саму) и реагировать на них.

Uber также внезапно меняет свою позицию по одному вопросу. Так, после того, как она в декабре из-за проезда на красный свет ее робо-мобилем поссорилась с автомобильными властями штата Калифорния, компания "хлопнула дверью" и перенесла испытания в другие штаты. Теперь она объявила о намерении вновь вернуться в Калифорнию.

3 марта — обвинение в "избегании" чиновников там, где у Uber проблемы

В New York Times выходит статья о том, что в Uber существовала специальная программа под кодовым названием Greyball. Она была создана с целью вычисления среди пользователей представителей властей. А нужно это для того, чтобы "избегать" их в тех городах (Бостон, Лас-Вегас) и странах (Франция), в которых работа сервиса затруднена из-за действий властей. Проще говоря, Uber ловят на том, что она старается не обслуживать чиновников в городах-"хейтерах".

Практически одновременно Uber теряет еще одного топ-менеджера. Об уходе "в публичный сектор" объявил вице-президент по продукту и росту Эд Бейкер, проработавший в Uber более трех лет.

8 марта — Uber извиняется и теряет еще одного ключевого сотрудника

Uber признает то, что вычисляла чиновников и отказывала им в обслуживании. Компания также обещает "больше так не делать".

Одновременно Гари Маркус — глава купленного Uber в прошлом году стартапа Geometric Intelligence заявляет, что более не будет главой отделения компании по искусственному интеллекту, а останется лишь "советником".

17 марта — автономные машины Uber уличают в неспособности к автономности

Recode получает доступ к внутренней статистике Uber и публикует статью, из которой становится ясно: "самодвижущиеся повозки" Uber — это не более, чем влажные фантазии пиарщиков компании, поскольку они без вмешательства человека в среднем проезжают лишь около километра. Машины Google, для сравнения, требуют вмешательства человека раз в 7 тыс. километров.

19 марта — уход президента Uber. И еще одного вице-президента

Президент Uber Джеф Джонс, проработав в компании всего полгода, решает ее покинуть, поскольку "вера и подход к лидерству, которые вели его карьеру, несовместимы с тем, что он видел и пережил в Uber".

Одновременно Брайан Мак-Клендон, руководитель "карточного" направления Uber, также заявляет о своем уходе. Он отправляется в родной Канзас чтобы заняться политикой.

25 марта — закрытие программы автономных машин Uber в Аризоне

Foto: Reuters/Scanpix
Машина Uber, работая в автономном режиме, попала в аварию в штате Аризона (фото выше — результат аварии). По данным полиции, вина лежит не на авто Uber, однако компания все равно приняла решение свернуть свою программу испытания автономных машин. Пока лишь в Аризоне.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!