Foto: AP/Scanpix
Весной этого года некоторые пользователи женского форума kkm.lv получили письма от Службы Госдоходов. "Налоговая" заинтересовалась коллективными покупками - схемой, при которой несколько жителей Латвии собирали совместный заказ и через посредника либо напрямую совершали покупку в европейских интернет-магазинах. Это позволяло им сэкономить на доставке или приобрести товары, которые в Латвии не продаются в принципе.

СГД увидела в этом подозрительный бизнес, но на самом деле люди своими силами пытались решить проблему, над которой сегодня бьются Еврокомиссия и Европарламент. Внутри Евросоюза нет физических границ, но в интернете вообще и в электронной коммерции в частности ЕС остается совершенно раздробленным и разделенным порой непроходимыми барьерами. Каждый, кто пытался что-то купить за границей, сталкивался со множеством проблем: доставляет ли магазин товары в Латвию? Все или только некоторые? Сколько это стоит? Есть ли гарантия? Что делать, если размер не подошел?

Статистика подтверждает: проблема действительно существует. Только 15% интернет-покупок в ЕС совершается в зарубежных интернет-магазинах, а 52% потенциальных заказов заканчиваются на стадии оформления доставки: выясняется, что магазин не работает с той страной, в которой находится покупатель. Европейцам проще покупать в США (54%), чем в магазинах, расположенных в соседней стране (всего 4%). И только 7% малых и средних компаний в Европе работают с зарубежными клиентами: выход на рынок другой страны просто слишком сложен и дорог для них. Экономические потери и неудобства очевидны, но как решить эту проблему? И как решить множество других "цифровых" проблем, которые мешают ЕС эффективно конкурировать с США, Китаем и другими крупными и монолитными рынками?

Выравнивание, снятие барьеров, отмена ограничений и введение единых стандартов - это далеко не про легендарные огурцы, кривизну которых в ЕС якобы регулирует специальный документ. Наиболее близкий для всех пример введения единых правил игры на всем европейском рынке, продавленный Еврокомиссией - "потолки" тарифов роуминга. Еще один большой шаг, который хотят сделать в Брюсселе – программа под названием Digital Single Market (Единый цифровой рынок).

DSM - это стратегия, направленная на радикальную перестройку цифровой индустрии в Европе. Цель заключается в том, чтобы, с одной стороны, увеличить влияние и мощь Европы в глобальном масштабе (в том числе и стимулируя создание крупных предприятий, готовых к конкуренции на мировом уровне), а с другой - облегчить жизнь обычным европейцам. Планы по поводу создания DSM были озвучены еще в 2013 году, и предполагалось, что за два года они будут реализованы. На деле, однако, процесс пошел только сейчас: 26 июня лидеры стран ЕС поддержали стратегию DSM, и еврокомиссар Андрус Ансип объявил, что наконец-то реальная работа началась.

Стратегия DSM предполагает работу по трем направлениям:

  • улучшение доступа к цифровым товарам и услугам для клиентов и бизнеса;
  • создание правильных условий для развития инновационных сервисов и цифровых сетей;
  • максимизация потенциала цифровой экономики.

За этими общими словами скрываются 16 направлений, по которым собирается работать Еврокомиссия (полный список с аргументацией и данными статистики доступен здесь). Перечислим лишь самые очевидные изменения, которые могут коснуться каждого из нас.

Интернет-покупки. ЕК хочет навести порядок в сфере международной интернет-торговли вне зависимости от того, что именно продается - одежда или, например, книги или музыка. Покупатели получат более широкий выбор предложений, а продавцам будет проще расширить круг клиентов.

Доставка товаров. Исследования показывают, что стоимость доставки - причина 57% отказов при совершении покупки. В ЕС в этой области царит полный беспорядок. Простой пример: доставка посылки весом 2 кг из Бельгии в Австрию стоит 32,40 евро. Внутри Бельгии такую посылку можно отправить за 6,40 евро. Из Австрии в Бельгию посылку доставят за 14,40 евро, а внутри Австрии - за 4,50 евро. При этом ЕК не собирается устанавливать фиксированные тарифы.

Запрет гео-блокировки (geo-blocking). ЕК считает дискриминацией практику, когда пользователь на основании его местоположения не может зайти на конкретный сайт или его направляют на сайт местного магазина, предлагающего другую цену. На практике это означает, что товар или услуга (например, аренда машины или заказ авиабилетов) будет стоить одинаково - вне зависимости от того, где находится посетитель сайта.

Легальные фильмы, книги, музыка - без границ. Система авторских прав на цифровой контент серьезно осложняет людям жизнь. ЕК хочет добиться того, чтобы любая покупка, сделанная в одной стране ЕС, была совершенно законной и в другой. Ситуации, когда вы что-то покупаете дома, а в другой стране ЕС это уже не работает или считается пиратским - быть не должно.

Доступный быстрый интернет. На данный момент только 59% жителей Европы могут пользоваться 4G-интернетом, а скоростное домашнее соединение (30 Мбит/c и выше) используют всего 22,5% европейцев. Латвия, кстати, на фоне среднеевропейских показателей выглядит вполне неплохо: высокоскоростной интернет здесь доступен 92% домохозяйств (в ЕС - 62%). Если вам кажется, что проблемы Старой Европы вас не касаются, вспомните, насколько просто найти быстрый бесплатный интернет в Риге, и насколько сложно - в Европе. Для путешественника это немаловажно.

Борьба с нелегальным контентом. Нет, в стратегии напрямую не поднимается вопрос блокировки торрентов и т.д. Но сама по себе тема с повестки дня не снимается: будет идти поиск наилучшего решения, и к работе будут привлечены в том числе и крупнейшие онлайн-сервисы (поисковые системы, социальные сети и пр.)

Новые правила для телекомов. Эта тема остается на повестке дня уже не первый год. Амбициозный план предполагает создание действительно единого цифрового рынка (например, работу над "дефрагментацией" законодательства), новые инициативы в области выделения частот, инвестиции в обновление инфраструктуры и т.д.

Big data, "облака" и "интернет вещей". Три самых "модных" направления развития цифровой индустрии последних лет. Огромные массивы данных, которые сегодня никак не используются, предполагается сделать доступными для всех. Речь идет, например, о данных климатических сенсоров, спутниковых фотографиях, GPS-сигналах, цифровых снимках и другой информации, которая генерируется автоматически и теряется в национальных архивах. Облачные технологии получат от ЕК всемерную поддержку, а для "интернета вещей" (то есть, например, интернета в часах, холодильнике, автомобиле и т.д.) будут разрабатываться единые стандарты.

Упрощение уплаты НДС в цифровой среде. Сейчас компания, которая продает товары клиентам из другой страны, сталкивается с проблемами: разные ставки налога на добавленную стоимость усложняют сделку или вообще делают ее невыгодной. ЕК хочет упростить систему и сделать ее более выгодной для малого и среднего бизнеса.

Когда это будет реализовано?

В целом DSM является частью так называемой "Стратегии 2020" - можно надеяться, что хотя бы часть из того, что задумано, будет реализовано в течение ближайших пяти лет. Еврокомиссия обещает представить детальный план действий к концу 2016 года. Есть ли конкретные цели? ЕК полагает, что работающий в полную силу DSM принесет экономике Европы 415 млрд. евро в год и позволит создать сотни тысяч новых рабочих мест.

Что это даст латвийской IT-индустрии?

Для латвийских предприятий, работающих в сфере телекоммуникаций, е-коммерции и т.д., DSM позволит расширить возможности работы на крупных рынках. Инновационным и успешным продуктам будет проще пробиться в Европу, но, с другой стороны, и латвийский рынок будет более открытым для европейских компаний. Конкуренция в Латвии станет более острой и глобальной. Поэтому стране нужно уже сейчас готовиться к новым правилам игры: отмене платы за роуминг, принципам сетевого нейтралитета и другим реформам, которые предполагает DSM. Местным компаниям придется консолидировать ресурсы, чтобы сохранить и укрепить свою конкурентоспособность.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!