"Дела плохи. Остановлены "Форсмарк-1" и "Форсмарк-2", остановлен "Рингхальс-2", а "Оскарсхамн" "подтекает", выпуская радиоактивную воду (хоть и в очень малых количествах)". Так пишут сегодня шведские газеты о своей гордости — атомных станциях, считавшихся самыми надежными в мире. Трагедии чернобыльского масштаба пока не произошло, но можно сказать, что некоторые предпосылки имеются.
Попавшие в печать сведения о том, что происходило на "Форсмарке" — одной из трех шведских АЭС — шокировали всю Европу.

"Цепная реакция" разоблачений началась летом прошлого года, когда на "Форсмарке" случилась серьезная авария. После короткого замыкания во внешней электроцепи одного из реакторов не сработала резервная система охлаждения. Персоналу станции удалось исправить неполадки в течение 20 минут, но все это время Швеция находилась на грани нового "чернобыля". До выяснения всех обстоятельств разыгравшейся драмы были остановлены три идентичных реактора на других шведских АЭС, и, как выяснилось, меры предосторожности оказались вполне обоснованными. Государственная инспекция по атомной энергетике нашла в их системах безопасности "серьезные ошибки".

Экспертам с трудом удалось погасить панику заверениями, что сбой на "Форсмарке" произошел в результате стечения роковых обстоятельств, и что персонал станции больше не допустит форс-мажора. Но в январе на злополучной АЭС вновь случилось ЧП. Встали два реактора, резиновые прокладки которых, как показала внутренняя проверка, износились и начали пропускать радиацию.

Станция-"рецидивистка" попала под пристальное внимание СМИ, которым удалось добраться до внутренних служебных докладов по проверкам этой АЭС. Содержавшаяся в них информация привела нацию в шок. Доклады показали, что руководство АЭС играло в рулетку с безопасностью, добиваясь максимального экономического эффекта. Каждый день простоя реактора приносит около 700 тысяч долларов убытка, и на "Форсмарке" делали все, чтобы сведения о неполадках не стали достоянием общественности. Экономили на профилактике, на ремонте и на контроле за персоналом. Выяснилось, что некоторые сотрудники выходили на дежурство в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. С лета прошлого года до настоящего времени на станции произошло 22 несчастных случая и в 68 случаях сотрудники едва спаслись от гибели или серьезных повреждений. Бывшие служащие АЭС расписывали на страницах вечерних газет "веселую" жизнь во время своих дежурств: "Проверки на алкоголь и наркотики проводились не чаще, чем раз в месяц. Все знали, когда надо явиться в нормальном состоянии".

Еще недавно АЭС "Форсмарк", расположенная недалеко от Стокгольма, была главным рекламным объектом шведского атомного лобби. Туда привозили зарубежные делегации, устраивали коллективные заезды для шведских школьников. В программу входило питье воды, сброшенной из систем охлаждения. "Это почти родниковая вода, так хороша и надежна система очистки", — уверяло руководство АЭС. Теперь тысячи посетителей шведских АЭС, испробовавших "живой" водички, задумываются о проверке своего здоровья. Выяснилось, что на одной из станций сбросы радиации в три раза (а иногда и более) превышали официальные показания.

Разоблачение истинного положения дел на шведских АЭС произошло в тот момент, когда нация едва стала выходить из чернобыльского шока. По следам этой аварии в 1986 году Швеция решила постепенно ликвидировать свои АЭС. Однако была закрыта лишь одна АЭС "Барсебек" на юге страны. На ее ликвидации настояли датчане, поскольку "соседственные" и хорошо видные через пролив трубы "Барсебека" вызывали постоянную тревогу жителей Копенгагена. Но исчезновение станции шведско-датского раздора не сказалось на общем вкладе АЭС в энергетику страны. Мощность реакторов на трех оставшихся станциях была повышена, а их эксплуатационный срок продлен.

Страх попасть в энергозависимость от России, парниковый эффект и давление промышленников сделали свое дело. Итоги референдума 1986 года стали постепенно забываться, а число противников "мирного атома" пошло на убыль. В 2005 году впервые с момента референдума перевес оказался на стороне тех, кто выступал за продолжение эксплуатации АЭС. Эти люди составили 58 процентов населения.

После недавних "атомных" скандалов чаша весов вновь стала клониться в сторону тех, кто требует ликвидации АЭС. Сейчас в Швеции у власти правительство, отстаивающее интересы крупной промышленности и потому стремящееся реабилитировать атомную энергетику. Шведские обыватели, напуганные газетными разоблачениями, уже не верят собственным властям, в том числе и контролерам Государственной инспекции по атомной энергетике. Под пристальное внимание попали и остальные АЭС.

В сложившихся обстоятельствах правительство пошло на беспрецедентный шаг: в конце прошлой недели в Швецию официально приглашена комиссия IAEFA — международной организации по атомной энергетике. Ее инспекторам предстоит оправдать шведские АЭС, объяснив случившееся частными недоработками, или же вынести им смертный приговор.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !