Aleksijs Harkivskis
Fоtо: Kadrs no video

Российская армия вошла в город Волчанск на северо-востоке Харьковской области в 4 км от российско-украинской границы и пытается продвинуться на другом направлении — в сторону села Липцы к северу от областного центра. В результате наступления на Харьковщину, которое началось 10 мая из Белгородской области, российским войскам удалось оккупировать десяток приграничных сёл, ВСУ были вынуждены отойти на несколько километров от границы. Руководство Украины утверждает, что ситуацию удалось стабилизировать. Но почему россияне смогли прорвать границу и как далеко они смогут продвинуться?

В связи с обострением ситуации в Харьковской области президент Украины Владимир Зеленский поручил перенести все международные мероприятия с его участием.

Российские войска зашли на территорию Волчанска с севера и обходят город с востока, написал военный эксперт немецкого издания Bild Юлиан Рёпке. По его данным, под Волчанском Россия захватила сёла Плетенёвка, Огурцово, Гатище и Бугроватку, параллельно наступает на Липцы, но штурмует только пехотой. "Взяты сёла Стрелка, Красное, Пыльная, Борисовка, вошли в Лукьянку и Глубокое", — пишет Рёпке.

Россияне занимают позиции на территории Волчанска, город переходит под оккупацию, подтверждает это депутат Верховной рады нардеп Алексей Гончаренко.

Ситуация в Волчанске крайне сложная, враг занимает позиции на улицах города, продолжаются активные бои, сообщают украинские телеграм-каналы со ссылкой на полицию.

"В Волчанске центр взяли в полукольцо, ближе подойти тяжеловато из-за активной работы снайперов", — пишет российский военный телеграм-канал "Архангел спецназа Z".

Генштаб ВСУ ночью 15 мая сообщил, что в районах Лукьянцев и Волчанска в Харьковской области ВСУ переместились на более выгодные позиции.

Военное и политическое руководство Украины уверяет, что ситуацию удалось стабилизировать, а наступление противника затормозилось. Но без ответа остаются вопросы о том, почему россиянам удалось быстро преодолеть первую линию обороны ВСУ и была ли она должным образом подготовлена.

Большой резонанс получили заявления командира воюющей на этом направлении украинской разведроты Дениса Ярославского, который заявил, что первой линии обороны возле Волчанска якобы "просто не было" и россияне "зашли пешком".

Главный редактор издания "Цензор.нет" украинский журналист Юрий Бутусов, который был на месте событий, подтвердил эту версию.

"В городе и вокруг него нет никаких признаков каких-либо оборонительных сооружений", — заявил он 13 мая. По его словам, оборонительные рубежи расположены в отдалении от границы, но почему-то в низине, а не на высотах.

Минные поля на этом направлении есть, отмечает военкор, но они размещены так, что противодействуют только бронетехнике противника, а не пешим подразделениям.

Ненадлежащая подготовка к отпору противнику стала, по мнению части экспертов, причиной внезапной замены командующего оперативно-тактической группировкой войск "Харьков".

В Украине процесс возведения фортификаций устроен так, что одного органа, ответственного за этот процесс, не найти. Учитывая, что оборонительные рубежи имеют классическое построение из трех полос и предполья, то есть полосы обеспечения, за обустройство каждой из них отвечает отдельное ведомство. Передний край — из-за опасности обстрелов — обустраивается силами воинской части, которая держит этот участок, далее подключаются гражданские подрядчики и областные администрации.

В начале апреля, на фоне слухов об угрозе наступления на Харьковщину, регион посетил президент Владимир Зеленский. Вместе с главой Харьковской областной военной администрации Олегом Синегубовым он проинспектировал оборонительные рубежи.

"Мы должны быть подготовлены. А россияне должны видеть, что мы готовы обороняться. И чтобы наши люди понимали, что Украина подготовилась, если враг попытается наступать", — подчеркнул тогда Зеленский.

Уже после того, как российское наступление началось, корреспондент Украинской службы Би-би-си Олег Черныш поговорил с Олегом Синегубовым, чтобы понять, почему фортификации не остановили противника.

Где фортификации?

Би-би-си: Объясните, пожалуйста, Харьковская областная военная администрация отвечала за все линии обороны или за одну конкретную?

Олег Синегубов: Действительно, что касается фортификаций, существует несколько линий обороны. Они делятся между собой по приближенности или к госгранице, или к линии соприкосновения.

Мы строили третью линию обороны, кое-где — вторую. Все зависит от километража до линии соприкосновения или границы. Первая линия и основная часть второй — это непосредственно ответственность Вооруженных сил и тех воинских частей, которые заходят на эти позиции.

Строить, используя бетонные конструкции, большую строительную технику, на первой линии просто невозможно.

Когда мы строили по факту вторую-третью линию, которая удалена от линии границы или фронта на 10-15-20 и даже 30 км, то враг бил и уничтожал нашу технику.

У нас более 30 единиц техники — гражданской строительной — уничтожено, четыре человека погибли, более 15 получили ранения. Это те наши гражданские подрядчики, харьковчане, которые выполняли работы на соответствующих направлениях.

Поэтому подчеркну, что администрация отвечает за свой объем работ, а военные должны публично коммуницировать об их выполненных задачах на первой и второй линиях обороны.

Би-би-си: То есть к вашим — третьей и частично второй — линиям обороны россияне еще не приблизились?

О.С.: Относительно приближения врага все достаточно условно. Кое-где на наших фортификационных сооружениях уже стоят наши военные, занимают их и так далее.

Би-би-си: Когда началась усиленная работа по сооружению фортификаций? Я так понимаю, что когда в начале апреля на Харьковщину приезжал президент Зеленский, он инспектировал уже завершенные работы.

О.С.: Нет, это были не завершенные работы, это были работы, которые еще продолжались. Часть должны были завершить до 30 апреля, часть до 1 июня.

Би-би-си: То есть до 1 июня этого года должно быть полностью завершено возведение фортификаций на Харьковщине?

О.С.: Смотрите, это достаточно условно. Потому что у нас есть позиции, где мы не можем строить и переносим сроки, потому что там постоянные обстрелы. Поэтому мы свои планы корректируем. Там, где у нас нет обстрелов и проведено разминирование, то там задачи по фортификации, которые перед нами были поставлены, уже завершены и выполнены полностью.

Би-би-си: Эта линия, за которую вы отвечаете, оборудована бетонными укрытиями и защищена для личного состава ВСУ?

О.С.: Я вам скажу так: мы выполняем строительство под запросы Минобороны. Для того, чтобы не было определенных манипуляций — как построено, что построено, почему именно здесь и кто это планировал.

Мы — только исполнители и заказчики работ. План-схемы, местоположение, что именно должно быть, какой бетон, какие конструкции — все это разрабатывало в проекте Министерство обороны. И мы это все возводили, конечно, под наблюдением военных инженеров.

Би-би-си: Всё же гражданская власть, в частности ОВА, каким-то образом была привлечена к проверкам первой и второй линий обороны? Или вас к этому не допускали и их контролировали сами военные?

О.С.: Это не наша функция.

Би-би-си: Насколько я понимаю, Волчанск в 5 км от границы и входит в первую линию обороны?

О.С.: Это зависит от того, где были наши военные. Они по всей линии стояли на первом рубеже обороны.

Би-би-си: Каким вы видите развитие ситуации? Видите ли вы желание россиян двигаться дальше непосредственно на Харьков, или они сосредотачивают силы именно на взятии Волчанска?

О.С.: Мы видим, что их цель — посеять панику, распространить панические настроения среди гражданского населения. Враг широко применяет дезинформацию, ИПСО (информационно-психологические спецоперации — Би-би-си). Некоторые это подхватывают, манипулируют. Поэтому мы вынуждены объяснять, что не время заниматься самопиаром и распространять дезинформацию, которая дискредитирует ВСУ и органы государственной власти.

Би-би-си: Я не понял вашего ответа относительно вероятной угрозы Харькову. Вы не видите сейчас такой опасности?

О.С.: Сейчас мы видим, что сил у них для того, чтобы воплотить свое намерение по захвату города Харькова, нет.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !