Посидим рядком — поговорим ладком. Очень демократичная поговорка. Я бы даже сказал, что либеральная. Однако жизненный опыт учит, что все не так просто. Все зависит от того, кто с кем разговаривает.
В самом деле, если о школьных проблемах своего отпрыска говорить с поваром школьной столовой, то, в лучшем случае, можно рассчитывать на лишнюю кружку компота для маленького негодяя. Отсюда: достижение ладка зависит напрямую от того, кто посиживает рядом. Вот, 26 июля 1917 г. глава Временного правительства Александр Керенский гаркнул всей России, что клянется самым жестоким образом подавлять любые попытки восстановления монархии, и с того момента до сегодняшнего дня клятва не нарушается. А на следующий год, день в день, президент США Вудро Вильсон лишь попросил американцев прекратить линчевать негров. Результат? Скажем, в вооруженных силах Америки о ликвидации расовых ограничений официально объявлено лишь 30 лет спустя, но также 26 июля.

Эта прелюдия вот к чему. В структуре МИДа у министра Пабрикса я не нашел советников, но есть руководитель его личного бюро и руководитель группы планирования. А в штатах есть министр обороны Дональд Рамсфельд. А теперь прикиньте: визитирует старина Дональд в Латвию, а переговоры с ним в нашем МИДе ведет "планировщик" г-н Егерманис. И все! Великая страна унижена. Переворачиваем медальку. Министр обороны Латвии Атис Слактерис летит в США на переговоры в Госдепартамент, ихний МИД. А рядком с ним садится не Госсекретарь, и даже не его замы, а лишь один из многочисленных советников. И этой мелкой по статусу в сравнении с министром сошке наш старина Атис жалуется, что "широкие слои населения выражают недовольство делением стран ЕС на имеющие и не имеющие безвизового режима с США". От лидера партии латвийской власти американский чиновник средней руки узнает, что мы много лет участвуем в решении наболевших для США вопросов за рубежом, а железный занавес в виде виз остается. И что в сухом остатке? Г-н Слактерис может возвращаться восвояси, получив обещание "продолжить консультации". Не знаю, как он, но я, как гражданин Латвии, унижен.

Может, неудачная случайность? Ну, заняты все американские начальники, а латышский начальник для них — не начальник. Нет, ребята, система. Государственный секретарь МИДа Латвии Норман Пенке имеет такой же статус, как и первый заместитель Государственного секретаря США. И в тот же день, когда Слактерис изливал душу в Вашингтоне, Пенке в Риге обсуждал с американским коллегой отношения Латвии с Россией, Украиной, Белоруссией и Молдовой. На переговорах был и заместитель г-на Пенкем Эдгар Скуя — во, уровень! А с той стороны — г-на Дэйвид Крамер. Сейчас я расскажу о высоте полета этой птицы.

У Госсекретаря США г-жи Райс, наряду с тучей заместителей и советников, есть еще и армия помощников. А у этих помощников — тьма заместителей. Так вот, "головка" МИДа Латвии переговаривалась с одним из заместителей одного из помощников. Только, было, я вновь собрался почувствовать себя за Латвию униженным очень, как понял, что статус руководителей родного внешнеполитического ведомства в глазах американцев не так уж и мал. Потому что пом.зама госсекретаря США, сам г-н Д. Крамер, прилетев из Риги в Кишенев, удостоил своим визитом всего-то… президента Молдавии Владимира Воронина. Который и доложил заморскому гостю, как во вверенном ему независимом государстве активизируют борьбу с коррупцией в гоучреждениях.

Но ведь что характерно. Оказывается, штатники знают, какой нужен уровень разговора, когда хотят, чтобы дело пошло на их, на американский лад. Стоило России дать понять, что она продаст Венесуэле военные самолеты по цене от 30 до 45 млн. $ за штуку, как администрация Буша отрядила "посидеть рядком" Госдеп. На встрече с журналистами тон высокопоставленного Тома Кейси был иным: "Решения… будет принимать российское правительство, … и мы очень бы хотели, чтобы они пересмотрели свое решение". Не исключаю, будь я гражданином России, гордился бы, что с моей родиной говорят на должном уровне. Ладком, одним словом.

Вот и завершается день 26 июля. Как сказал бы позабытый ныне философ Таливалдис Цукерманис-Сахаровс: "Почему наши лучшие друзья наши же лучшие слушатели? Да потому, что они готовы посвятить нам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что мы говорим".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!