К нашим постоянным стремительным успехам мы уже привыкли, они нас уже не трогают — наелись мы уже сладости успехов, солененького хочется. Да и сомневаться немного начали: надо ли нам так много всего успешного? Ведь даже в Европе, оказывается, полно всяких проблем.
Встречая Новый год, наш президент опять нас всех заверила, что прошедший год для нас был "успешным, удачным и историческим". Надо отметить, что все, кто к нам приезжал оттуда, откуда наш президент, нам всегда говорили так уже 14 лет. А вот человек местный — наш новый премьер (сколько у нас уже их было!) в своей новогодней речи поразил нас так, что мы даже шампанским поперхнулись. Он посмотрел свежим глазом на наши дела и удачи, и вот смотрите, что оказалось.

"В предыдущие 14 лет (это под руководством десятка или больше — трудно уже сосчитать, других новых премьеров) мы прошли путь от государства, оккупированного Советским Союзом, до участия в ЕС и НАТО". А что тут удивительного, вполне нормально, ведь мы героический народ — какой путь скажут, такой и пройдем. В этом у нас порядок.

"Однако возникает вопрос: если все в порядке, почему мы самая бедная страна в ЕС? Более того, почему мы самая бедная страна в Балтии?" Вот так вопросик нам подкинул премьер! К новогоднему столу!

И не только. "Почему мы пьем литовское молоко, а не латвийское? Почему эстонцы нас обогнали на десять лет?.. Почему у нас на каждом углу литовский, эстонский или норвежский магазин?.. Почему не хватает новых докторов наук?" Дополню для премьера: у нас не хватает не только новых докторов наук, у нас не хватает любых квалифицированных работников — слесарей, токарей, сварщиков, фрезеровщиков — любых. А для старых докторов наук уже не хватает зарплаты. Действительно — ПОЧЕМУ так? Тут много вопросов возникает.

Самый первый: ПОЧЕМУ наш новый премьер спрашивает об этом нас? Нас, которых, как можно понять теперь из его слов, предыдущие многочисленные премьеры, говоря теперешней "рыночной" терминологией, просто "разводили", рассказывая нам басни о нашем "стремительном процветании", ожидая, что мы просто вымрем и не останется свидетелей, что ДО появления многочисленных премьеров Второй республики Латвия не была самой бедной, а была самой богатой республикой в Балтии, да и в СССР, и в ней хватало всего, чего теперь не хватает, а под руководством этих премьеров она все это растеряла, даже докторов наук.

Со стороны нашего нового премьера было бы гораздо благородней не спрашивать нас, почему мы 14 лет, как бараны, старательно следовали за всеми нашими премьерами — это такой у нас менталитет, иначе не можем, — а сразу взять и рассказать, куда нам теперь идти, если он увидел наконец, что не туда зашли. К новогоднему столу это более подходило.

А один из старых новых премьеров, который тоже раньше шел некоторое время впереди нашего стада и широко улыбался, показывая этот путь, как теперь оказалось — в нашу бедность, В. Биркавс, открыл нам и свою тайну: что эстонцы нас обогнали не на десять, а на сто лет! "У них другой менталитет!" Оказывается, все знают эти премьеры, но не разглашают! Наша бедность, о которой знают все, — государственная тайна! Что же произошло?

А. Калвитис возложил все причины на наш склочный характер: "Нам не хватает единства, мы готовы помочь любому иностранному инвестору, но никогда не поможем латышскому инвестору". Очевидно — оценка относится к его правительству, я вот с удовольствием помог бы нашим предпринимателям, если мог бы. А ведь исправлять этот недостаток в правительстве — дело премьера. "У костров на баррикадах мы говорили не о вступлении в ЕС, а о желании жить, как в Европе" — очень здравая мысль премьера! И все помнит, оказывается! Норвежцы, застроившие всю Латвию своими магазинами, не члены ЕС — они два раза отклоняли на референдуме предложение вступить, а живут получше многих из ЕС. Просто голова должна быть на плечах. Хотя бы у премьера. Почему мы, вместо того чтобы устраивать нашу жизнь, 14 лет просто вступали в ЕС, теперь нам пора объяснить. Ведь получили от этого только обещания, дорогой бензин и инфляцию в 10%.

Прошло 14 лет нашей второй независимости. Оказывается, ситуация, сложившаяся в результате заявления А. Калвитиса, повторяется в Латвии уже второй раз. В 1933 году, в Первой республике, тоже на четырнадцатом году той независимости, подобную оценку достигнутого сделал К. Улманис: "Сейчас мы не можем никуда уйти от мысли о том, что то, что рисовалось нам в 1918–1919 годах, осталось недостигнутым. И если те, кто тогда жертвовал ради будущего собой, встанут и придут, чтобы спросить с нас ответ за сделанное, то мы все вместе не сможем дать удовлетворительного ответа". Тоже, оказалось, не туда зашли. Но, сделав такую оценку ситуации, К. Улманис сразу взялся ее исправлять — очень энергично и успешно.

Заявление Калвитиса тоже не может остаться без последствий: если наш вождь — премьер–министр обнаруживает, что страну завели не туда, и заявляет об этом во всеуслышание, то это надо быстро и энергично исправлять. И в этот раз мы еще пока живы и все ждем от него этого. Уклончивые разговоры о нашем склочном характере здесь не помогут. Нам нужны цели и средства! Иначе зачем нам премьер–министр, ведь просто для милых улыбок у нас уже есть президент! Вперед, наш новый Улманис! Давай, премьер, веди! Ты на белом коне, мы за тобой, как позволяет нам наш менталитет! Мы — латышские стрелки!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!