В последнее время уже и не знаешь, верить ли прогнозам погоды. Предскажут дождь, ты как идиот гуляешь весь день с зонтом в руках, а на небе ни тучки. Правда, если дождь не предсказали, а он ни с того, ни с сего хлынул, это куда неприятнее. Но второй вариант, к счастью, случается реже. После того, как в течение недели не сбылся ни один прогноз, публикуемый нами, "ВР" стало интересно, зачем нас обманывают?
Развеять возникшие у нас сомнения в достоверности прогнозов погоды мы попросили Андриса Лейтаса, директора Латвийского гидрометеорологического управления.

– С оправдываемостью прогнозов ситуация у нас такая же, как и в других странах балтийского региона, плюс минус два процента. Как мы проверяем, сбылся ли прогноз? Выясняем, какой была погода по факту, и сравниваем ее с нашими прогнозами. Причем сравнение идет по всем параметрам: и по осадкам, и по температуре, и по силе и направлению ветра. В среднем оправдываемость пятидневных прогнозов у нас составляет 94%, а однодневных 97%.

Поверить в подобные цифры было довольно сложно. Особенно если учесть, что предсказанный вчера дождь так и не пошел. Но оказывается, все не так просто.

– Дождь, вчера? Да, был, — поразил меня главный метеоролог. — Просто был он не везде. Когда я в девять часов утра подъезжал к Риге по Псковскому шоссе, моя машина попала в полосу дождя. Да, дождь был кратковременным. Но ведь мы так и пишем, "возможен кратковременный дождь" или "возможна гроза". Наша столица — город немаленький, и очень часто бывает, что в Задвинье идет дождь, а на Югле в этот день совершенно сухой асфальт.

Для метеоролога весенне-летний период — самое сложное время. Предсказывать погоду зимой в нашем регионе гораздо легче, так как в этот период существенное влияние на нас оказывает континентальный климат нашего северного соседа. А летом у нас не климат, а погода. И главный компонент этой погоды — дожди, являются самым сложно предсказуемым из природных явлений.

– Да, конечно, мы иногда ошибаемся, но не чаще, чем коллеги из Финляндии и Швеции, — уточнил он. — Метеорологам из Казахстана, работающим в сухом континентальном климате, намного легче, и ошибаются они еще реже. А работать на Экваторе — это вообще мечта любого метеоролога. Там прогнозы сбудутся стопроцентно.

Рассказал Андрис Лейтас и о том, как составляются прогнозы. У нас в стране есть 22 метеостанции. Из них только одна — в Риге. И чтобы предсказать погоду в городе, ее, очевидно, не хватает.

При этом все эти станции каждые три часа отправляют данные в центральное управление. Оттуда они уходят в шведский Норчепинг, где собирается и обобщается информация из всего балтийского региона. Но анализируется она даже не там, а в французской Тулузе — вместе с данными из всего североевропейского региона. И уже с полученными оттуда картами погоды и работают наши специалисты. Именно они-то и предсказывают нашу погоду, в основном базируясь на своем опыте.

Короче, погоду для Риги делают в Тулузе. Так что, если хотите знать, будет ли дождь, лучше спросить у тамошних глобалистов от погоды. Но, говорят, ревматики правдивее.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!