Вице–мэр Риги Айварс Крейтусc считает, что жители Латвии в любой момент могут стать мишенью для террористов. Он уверен, что на следующих выборах народ больше не даст себя обмануть.
"С ночи 20 марта мы находимся в состоянии войны с Ираком. Власти даже не поинтересовались, а хотим ли мы быть в роли кровожадных агрессоров. Ничего неизвестно и о готовности правительства защитить нас в случае ответной атаки террористов. До конца не ясно, почему мы решили "бежать впереди паровоза" и раньше стран ЕС поддержать коалицию войны", — не скрывает своего недоумения действиями центральной власти вице–мэр Риги и лидер Партии труда Айварс Крейтусc. Накануне субботнего съезда партии, где будет говориться и о войне в Ираке, и о ситуации в Евросоюзе, г–н Крейтусc дал интервью "Вести Сегодня".

— Г–н Крейтусс, вы были одним из немногих действующих политиков, кто решился поддержать акцию "Мы за мир", и выступили против войны в Ираке. Почему?

— Мне, как и подавляющему большинству жителей страны, так никто и не объяснил ни мотивов такого поведения латвийских властей, ни вообще причину, почему нужно было нападать на суверенное государство без санкции ООН. Какая была необходимость у Латвии первой вступать в "коалицию войны"? Может, нам обещали большие деньги за поддержку США? Сейчас вот идут разговоры о каких–то 100–200 миллионах долларов, которые мы якобы получим от американцев. Но, в любом случае, разве деньги должны определять нашу позицию? Ведь речь идет о человеческих жизнях, мы фактически выдаем разрешение на убийство мирных жителей. Даже от одной этой мысли мне становится не по себе. Наши же власти с такой легкостью поддерживают войну… Но самое поразительное — вступая в войну, правительство даже не удосужилось узнать, а готова ли наша страна к отражению атаки террористов и защите населения. Как выясняется, у нас нет даже достаточного количества противогазов, а те, что есть, остались еще с советских времен и срок их годности давно истек! Я уже не говорю об отсутствии костюмов химзащиты. А бомбоубежища у нас или давно сгнили, или в них устроили бани и сауны. Видимо, от бомбежек, если они, не дай Бог, будут, нам придется спасаться в сауне.

Правительство не только поступило аморально и близоруко с точки зрения геополитики, но и просчиталось тактически — в смысле грядущего референдума по вступлению в ЕС. Ведь значительное количество граждан ЛР еще больше разочаровалось в правящей коалиции и может в качестве протеста проголосовать против вступления страны в ЕС. Если власти не считаются с мнением народа, то почему народ должен считаться с желанием власти срочно затащить страну в ЕС? Честно говоря, я тоже поддерживаю вступление в Евросоюз, но осознаю, насколько мне нынче будет трудно убедить в этом своих избирателей. Тем более в условиях, когда правительство не способно внятно и просто рассказать населению о всех плюсах и минусах интеграции в ЕС.

— А вы можете назвать отдельные негативные моменты в случае вступления Латвии в ЕС?

— Пока ясно, что цены на многие продукты питания возрастут, учитывая требование ЕС ввести НДС на различные товары. Но вот будут ли расти зарплаты? Я лично не вижу для этого предпосылок. Но если люди работающие еще могут надеяться на постепенный подъем уровня жизни (в случае притока инвестиций и создания новых рабочих мест), то на что рассчитывать пенсионерам? Недавно в одной газете прочел письмо пенсионера (видимо, "подставного"), который говорит, что он двумя руками за Евросоюз, поскольку пенсии у жителей Латвии сразу возрастут.

Это что, шутка такая? Никто ведь сюда чемоданами деньги пенсионерам из Европы завозить не будет. Пенсии будут и дальше выплачиваться из нашего социального бюджета, а он весьма скуден. Я считаю, что мы должны быть честны перед своим народом и должны признать: быстрого роста пенсий не будет. Особенно в условиях, когда в Латвии не развито производство, когда нет плана развития страны и, значит, нет возможностей создать новые рабочие места и улучшить сбор налогов. Удивительно, но факт: за 12 лет все правые правительства так и не смогли создать достойную жизнь для населения Латвии. Нищета как была в начале 90–х, так и осталась в начале уже XXI века! И я не вижу, чтобы новые времена, которые нам тут пообещали, принесли хоть какое–то улучшение большинству жителей.

Народ уже одурачили два раза

На выборах в 7–й Сейм появилась партия Шкеле, которая обещала всем достаток и даже придумала (для большего одурачивания) свою эмблему с двумя взрослыми и тремя детьми. Мол, в каждой семье будет по три ребенка. И что в результате? Ничего! Зато в народе родился анекдот про эмблему "народников": "А куда эти два мужика трех детей тащат?"

На минувших выборах в 8–й Сейм вдруг возникла еще одна новая партия — во главе с Репше. Фактически партия одного человека. У него концепция была еще проще: всех воров пересажаем и заживем, как в раю. И что оказалось на поверку? Их же министр Аудерс выманивал баснословные гонорары у пациентов, да еще и государство "надувал". Ничего себе с ворами поборолись! Кстати, за Репше голосовали и те, кто традиционно придерживался левых взглядов. Они наслушались красивых обещаний Репше о новых временах и о поддержке малоимущих. Хотя мне, например, сразу было ясно, что Репше — представитель правых сил, и его задача — помогать акулам бизнеса, а не нищим и голодным жителям.

Вот в середине года правительство обещает прибавить зарплаты медикам, выделить ассигнования самоуправлениям… Вообще правительство собирается добиться увеличения среднего класса. Но каким образом, за счет чего? Много ли у нас людей, которые ежемесячно зарабатывают 250–350 латов "чистыми"? Процентов 10–12. Вот и весь средний класс. Зато опросы показывают, что 400 тысяч жителей Латвии получают в месяц 35 латов при прожиточном минимуме 90 латов! Это чудовищные цифры, с такими показателями нам не в ЕС, а в африканское сообщество впору вступать!

Я очень надеюсь, что люди поймут: пора к власти в стране прийти левым силам, ориентированным на социальные вопросы. Во всей Европе, во–первых, власть чередуется (правые сменяют левых, и наоборот) и создается своеобразный баланс, когда учитываются интересы и капитала, и богатых людей, и бедных, и середнячков. Во–вторых, во всех европейских парламентах есть четкое разделение на левых, правых и центристов. И при создании коалиции нет такого, извините, бардака, как у нас, когда правые консерваторы братаются с левыми, когда центристы вообще не понимают, кого они представляют и каких позиций должны придерживаться. Помните, кто первым в Латвии выступил за войну в Ираке? Правильно — партия "священников"! В какой стране вы такое еще можете увидеть?

Надеюсь, что на следующих выборах, на грядущих выборах в Европарламент (уже в 2004 году) избиратели больше не дадут себя обмануть. Я почему–то даже уверен, что любая новая правая партия, которая опять появится под выборы, уже не сможет одурачить людей. Даже если вложить в рекламу не миллион латов, как Репше, а двадцать миллионов!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!