Официально зарегистрированная организация Авангард красной молодежи (АКМ) появилась в Латвии год назад на базе московского АКМ при взрослой КПСС (действует в России и такая партия!), чей рупор, газета "Гласность", числится у нас в стране в списках запрещенных. Возглавляет местное отделение АКМ 23–летний Андрей Кудряшов, который, как и десяток его единомышленников, живет под прицелом Полиции безопасности. Сотрудники ПБ уже и обыски у него дома устраивали, и на допросы вызывали, и даже вербовали в обмен на свободу, которой обещали "если что" лишить…
Национальные СМИ и латышские политики считают АКМ наиболее радикальной организацией в ЛР, похлеще НБП. Что же в ней такого "радикального" — решили разобраться корреспонденты "Вести Сегодня" и встретились с коммунистом Кудряшовым.

Молодежные организации, желающие революции, существовали в нашей стране всегда — и в царское время, и в годы латышского диктатора Улманиса, или накануне Атмоды. Молодых революционеров хватает и на Западе. В новой Латвии на левом фронте наиболее активно себя показывали лимоновцы и РНЕ (пока они не исправились в ЛНДП). Об этих партиях принято говорить без обиняков — "экстремисты". А в чем экстремизм? Толком никто и не пытался проанализировать.

Известно выражение: "Кто не был революционером в молодости, у того нет сердца!" Протест — в крови у молодежи. За местными "экстремистами" никаких криминальных действий не числится. Однако их все равно боятся, стращают судами и полицией… Но, может, природу бунта молодых "радикалов" лучше изучать, а не запрещать их движение? Ведь эти мальчишки и девчонки наиболее чутко чувствуют настроение в обществе и острее реагируют, выплескивая недовольство на митингах и в экстравагантных уличных акциях. АКМ не исключение.

"Нас обыскивают, а мы крепчаем!"

В России АКМ образовался в 1999 году как отделение "Трудовой России" (влившееся недавно в КПСС), чья идеология — марксизм–ленинизм, пролетарский интернационализм, советский патриотизм. В Москве, Питере и в целом в СНГ акции АКМ легко отодвинули на второй план даже НБП, а нередко они действовали сообща. В Латвии отделение АКМ появилось неожиданно — год назад. Зарегистрировалось оно в сентябре, после участия в громких акциях Штаба защиты русских школ "АнтиБуш", против политики Латвии в отношении России и так далее.

— Однажды сотрудники ПБ нагрянули ко мне домой и устроили обыск, — рассказывает Андрей. — Полицейские нашли какой–то непонятный патрон, но обещали не заводить криминальное дело (интересно только, за что), если я стану с ними сотрудничать. Понятно, я отказался. Тогда мне стали грозить увольнением с работы… Что же, если мне подбросят наркотики и оружие, как было с Владимиром Линдерманом, или начнут выгонять со всех рабочих мест, как это происходило с Айо Бенесом, придется уехать из Латвии.

Но сдаваться не собираюсь! Кстати, обыск и допросы в ПБ меня, наоборот, закалили, еще сильнее настроили против латвийского режима. Сопротивляться захотелось активнее, — серьезным тоном произносит молодой человек и, отвечая на мой вопрос, как к его позиции относятся родители, объясняет: — Мои идеи они не разделяют и против того, чтобы я вел столь смелую деятельность. Родители, понятно, за меня боятся, но понимают: я занимаюсь благим делом. Особенно остро они восприняли суд, который у меня был в связи с событиями 16 марта, когда мы с "запчеловцами" перегородили дорогу нацистам–легионерам. "СССР не помню…

Зато хорошо помню начало 90–х!"

Но только зачем 23–летнему парню все ЭТО: обыски, допросы и как итог возможная депортация? Андрей подробно рассказал о школьных годах, как любил предмет "политика и право", не находил друзей и был всегда сам по себе, слушал рок–музыку, читал литературу жанра "экстра", а во время учебы в Железнодорожном техникуме всерьез занялся изучением идеологии коммунизма, фашизма, либерализма. И, как сам считает, на этом повзрослел. Возмужанию способствовали и события начала 90–х.

— В СССР я прожил не так долго. Мало что помню из того времени… Зато я отлично помню начало 90–х, как мне с мамой, чтобы выжить, пришлось продавать свои вещи на Центральном рынке! А ведь мы никогда раньше не бедствовали, — замечает Андрей. — Так же нормально жили и сотни тысяч других людей (и русских, и латышей), лишившиеся после Атмоды очень многого, в том числе возможности бесплатно учиться и лечиться.

Читали роман Ильи Стогова "Революция сейчас"? Автор проанализировал, из–за чего в мире возникают организации, подобные АКМ. Сила действия равна силе противодействия. Если на тебя давят, лишают нормальной жизни, ты начинаешь сопротивляться и как итог — берешься за оружие… Понятно, мы в АКМ никогда не станем применять оружие, наша сила — боевой дух. Именно нашей молодости, активности и боятся чиновники в кабинетах.

Через Интернет я познакомился с российским руководителем АКМ Сергеем Удальцовым и благодаря ему оценил истинную силу организации. Хотел даже вступить в НБП. Но передумал: политическая программа лимоновцев мне не подходит. Если НБП — национальная в определенном смысле организация, то АКМ — за свободу, равенство и братство. Словом, я вошел в состав российского Авангарда красной молодежи и создал его латвийское отделение. Мы наш, мы новый…

Во время разговора Андрей Кудряшов несколько раз повторял "я — часть рабочего класса". Организацию АКМ он считает хорошим инструментом для построения "обновленного СССР". Идеи Андрея выглядят утопическими. Ведь сейчас XXI век, кругом царство капитализма, однако во многих постсоветских республиках до сих пор многие искренне верят в возможность восстановления единого геополитического пространства, о чем, кстати, неоднократно говорил известный российский писатель Юрий Поляков в своих публицистических работах. Ностальгия по ценностям социализма лишь растет по мере насаждения безжалостных законов рынка.

— У АКМ план–минимум — социальная защита населения. Мы намерены добиваться этого через пикеты и митинги, поднимая массы. План–максимум — рождение обновленного СССР. А национализма в АКМ нет и быть не может! Мы за полный интернационализм, чтобы в Латвии жилось всем хорошо — и русским, и латышам, — подчеркивает Андрей. — Каким образом можно восстановить СССР? Придется действовать с нуля, идти по пути Владимира Ильича. Сейчас ведь кругом эксплуататоры, которые встанут насмерть против национализации крупных промышленных объектов и земли. Но мы будем бороться за народное, а не капиталистическое государство.

Митинги и пикеты — путь, конечно, слишком долгий к воплощению наших целей, но для начала необходимо изменить сознание людей. Ведь и сейчас Латвия не является независимым государством, она служит западному капиталу, покорно выполняет любые приказания Вашингтона… Я считаю, реальная сила — это профсоюзы, которые должны стать действительно независимыми. Народ должен сам подняться через профсоюзное движение, через самоуправления, объединиться в "коллективы трудящихся".

А организация АКМ будет подталкивать общество, вовлекать его в активную жизнь, в движение сопротивления. Нас поддерживают не только молодые люди или рабочий класс, но и интеллигенция, писатели. Например, в России — Александр Проханов. Обновленный Советский Союз может быть создан только на добровольном объединении народов в одну семью.

…И люди к тебе потянутся

В АКМ существуют возрастные ограничения — от 14 до 35 лет. Эта организация, как заметил Андрей Кудряшов, — вроде комсомола XXI века. Взрослого лидера в АКМ нет, и появления такового Андрей, как сам признался, побаивается: а вдруг он начнет манипулировать молодыми идеалистами в сугубо личных интересах?

— Но наша молодежь подрастет и сама объединится в коммунистическую партию, которая пока в Латвии запрещена. Хотя я уверен: спустя годы она будет восстановлена. Мы верим, когда–нибудь эта страна будет коммунистической… Пока наша деятельность искусственно ограничена властями, мы не можем официально пропагандировать советский строй, поэтому на данном этапе довольствуемся исключительно правозащитной деятельностью и работой с населением.

Мы участвовали во многих акциях Штаба защиты русских школ, но в будущем намерены больше развернуть деятельность именно на социальном фронте. Не хотим, чтобы нас воспринимали исключительно как движение русского сопротивления, мы интернационалисты и защищаем права трудящихся. Мы против капитализма и глобализации, поэтому вовсе не случайно участвовали вместе с нацболами в акции "АнтиБуш", сами проводили пикет против внешней политики Латвии в отношении России. Но не думайте, мы выступаем не только против политики Латвии, но и — капиталистической политики России. Знаете, какое приветствие в АКМ? На собрании подразделений командир произносит: "Здравствуйте, товарищи бойцы!", на что звучит ответ: "Наша родина — СССР!"

Back in the USSR

Перед встречей с Андреем Кудряшовым ваш автор внимательно изучил российские интернет–сайты АКМ и ВМГБ — Всесоюзной молодой гвардии большевиков, даже послушал речи Ленина в формате mp3 (есть и такое!), "Варшавянку", "Смело, товарищи, в ногу", выступления рок–групп "Гражданская оборона", "Красные звезды", "Эшелон" и прочее в том же стиле. Да уж… Интересно, а если в процессе активной деятельности АКМ появится у нас второй Ленин, а вслед за ним — новый Сталин?

— О Владимире Ильиче, о марксизме–ленинизме я говорю исключительно с уважением! А что касается Сталина… Мы в АКМ к политике Сталина не относимся плохо. Да, был культ, но была и личность! Ведь именно он укрепил СССР, сплотил народы перед войной, смог добиться победы и до одури напугать Запад. По сути после смерти Сталина и начался развал СССР, были забыты истинные идеи коммунизма… А теперь, уже в "независимой" Латвии, я все сильнее чувствую настроения в обществе. Оно стоит на пороге революции! — подытожил Андрей Кудряшов.

Как там писал Маркс? "Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма…" А если серьезно, то вот вам, нынешние политики, сила противодействия. Скажите, в этом и заключается экстремизм? Сомневаюсь. Хотя АКМ — это все же оружие…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!