Фактически глава Управления натурализации обвинила родителей и школы в том, что они воспитывают детей, равнодушных к государству. Деление на граждан и неграждан отходит на второй план. На первый выходит проблема лояльных и нелояльных граждан.

Счастье как показатель лояльности

"Это некорректное разделение — латыш, русский, украинец… — прокомментировала "Телеграфу" свое выступление Эйжения Алдермане. — Когда я говорила об отстраненных от государства молодых людях, я имела в виду всех — и учащихся русских школ, и латышских. Но школы с русским языком обучения имеют свою особенность. В 10-12-х классах в них нет учебного предмета по гражданскому воспитанию. А ведь в этом возрасте у человека формируется осознанное отношение к государству. Что делать? Возвращать политинформацию? Полагаю, нет. Надо думать о новой методике. Во многих странах гражданскому соу частию обучают с детского сада. Самую прекрасную модель демонстрирует Америка. Она многонациональна и в то же время патриотична. Я привезла оттуда много учебников, которые, начиная с локального патриотизма, развивают любовь к своей стране. Школьник начинает уважать символику, флаг, гимн.

Мне много раз задавали вопрос, как я определяю, лоялен или нелоялен человек к Латвии, когда ему присуждается гражданство. Такая постановка вызывает у меня удивление. Тогда, предлагаю я, придумайте инструмент для измерения черепов, ведь мы же не можем заглянуть в мозг человека. Показатель лояльности — процент счастливых людей. Мне думается, что если не наши дети, так наши внуки будут более счастливы. Ну а наша сегодняшняя жизнь — это наша доля. Но вы не забывайте, что у наших родителей жизнь была еще тяжелее".

У русских собственная гордость

"Отстраненность от государства начинается с семьи, со школы, — продолжает г-жа Алдермане, — русские семьи смотрят телепрограммы на русском языке. Да, наше местное телевидение не так интересно, я сама смотрю российские передачи, но вот новости там тенденциозны, они недоброжелательны по отношению к Латвии. Вот вам и информационное поле для антигражданского воспитания. Нелатышские семьи, проживающие в Латвии, не всегда готовы растить патриотов. И не важно, родители — граждане или неграждане. Кстати, получение статуса гражданина не всегда меняет мировоззрение, и люди с синими паспортами могут быть нелояльными, а постоянные жители — искренне любить эту землю. Обратите внимание, как проголосовали молодые люди. За вступление в ЕС было только 10% русскоговорящих, среди латышей — 40%. Конечно, нельзя это обязательно связывать с патриотизмом, но с плохой информированностью можно".

Не надо прогибаться

— В ноябре, в День независимости, я побывала в двух русских школах, — поделилась Эйжения Алдермане. — Не буду их называть, и вы поймете почему. В одной школе приготовили патриоти чную концертную программу с таким приторно-высокопарным конферансом, какую ни за что бы не провели в латышской школе.

Дети превосходно владели латышским языком, но все, кто выступал, не смотрели в зал, а зрители сидели, опустив глаза. Причем начинался концерт с латышской песни, первая строка которой переводится как "Зачем мне петь чужую песню". А в другой школе показали музыкально-поэти ческую композицию на стихи Ояра Вациетиса, которые читали и по-латышски, и по-русски. Я спросила детей, на каком языке мне с ними разговаривать. "Latviski!" — хором ответил зал. — А как бы вы отреагировали, если бы русские дети в русской школе все же показали концертную программу на своем родном языке? — спросила я. — Но это же был День независимости Латвии!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!