В минувший понедельник в прямом эфире радио MIX FM 102,7 в очередной программе Григория Зубарева из цикла "С властью — по-русски" рассматривалась тема "Юрмальский курорт: далеко ли до Европы?". Юрмалу представлял депутат Юрмальской думы Александр Башарин, председатель комитета по вопросам развития.
Взгляд оптимиста

Александр Петрович, так курорт Юрмала, или как?

- Для начала давайте взглянем на Юрмалу со стороны. Она стала оживать, хорошеет. В порядок приводятся дороги. При этом видим, что очень многие улицы еще в плохом состоянии — не хватает в городском бюджете средств. Курорт развивается. И, как на каждом курорте, у него есть свои праздники. Впереди — праздник улицы Йомас, приходите в субботу, повеселимся вместе. А там и фестиваль юмора "Юрмалина", и международный музыкальный конкурс "Новая волна" — мероприятия вполне курортные.

Развивается не только центр города, но и окраины. Достаточно назвать строительство гостиницы "Кемпински" в районе Кемери. Санаторием "Яункемери" мы сумели заинтересовать солидного инвестора из Германии. Новая автозаправка появилась в Каугури.

Каждый, видимо, имеет собственные критерии того, что он считает курортом. Для меня это — достаточное количество разнообразных мест, где можно хорошенько оттянуться, затем возможность поправить здоровье, утраченное в борьбе за светлое капиталистическое сегодня, и, наконец, некоторое количество олигархов на квадратный километр, желающих на том же километре оставить побольше денег. Рассмотрим эти составляющие?

- Почему бы и нет?

Отлично. Насчет оттянуться, особенно молодежи — куда бы ни шло. По поводу хилого здоровья — разве что в Яункемери осталось санаторное лечение. Но ни мировых олигархов, ни российских олигарчиков, ни наших олиргусиков, швыряющихся валютой, что-то не видно. И как на эту картину смотрит председатель Юрмальского думского комитета по вопросам развития?

- С оптимизмом. Верю, что очень быстро наступит то время, когда и число здравниц увеличится, и количество состоятельных людей, желающих потратить деньги в нашем городе, а отсюда и налоги в казну, и дополнительные средства на развитие курорта и реализацию социальных программ.

Крупные инвесторы уже зашевелились. Скажем, в реконструкцию гостиницы "Юрмала" в Майори вкладывается инвестор из Эстонии, на месте бывшего санатории "Ригас Юрмала" появился Baltic Beach Hotel с разветвленной инфраструкторой отдыха. А возьмите гостиницу "Лиелупе": мы пошли по шведскому пути — семейный или корпоративный отдых с лечебными процедурами, хороший бассейн, разнообразные возможности для занятия спортом. Если ряд продолжить, то быстрыми темпами реконструируется бывший санаторий "Янтарный берег".

Вопрос из прямого эфира: "А выгодно ли строить в Юрмале так много новых гостиниц с учетом того, что наполняемость их зависит от сезона. Чем город сможет привлечь отдыхающих в холодное время года, как это делается на классических европейских курортах?"

- Спрос диктует рынок. Мест в гостиницах нет не только в Юрмале, но и в Риге, а в связи с фестивалем "Новая волна" ажиотаж вокруг мест в гостиницах стал просто диким. Конечно, круглогодичной 100-процентной наполняемости отелей нет нигде в мире, а в Юрмале зимой сыро и пасмурно. Что делать? Искать неординарные решения. Чья забота? Тех, кто привлекает туристов. И владельцев отелей, и самоуправления, и государства. Тот же рынок показывает, что отелей в Юрмале пока не хватает. Чем шире станет их сеть, тем больше туристов приедет на наш курорт.

Вопрос из прямого эфира: "В советское время между Яункемери и Каугури строился санаторий под названием "Триста мест". Время кончилось, и строительство кончилось — заброшено оно. Да и торговый центр в Каугури — руины, словно после бомбежки. Есть ли какие-то планы по этим объектам?"

- "Триста мест" недостроя нашли нового владельца, в ближайшее время начнется реконструкция. Скорее всего, там будет не только отель, но и лечебная база. По торговому же центру в Каугури приватизация уже прошла, объект перешел в частную собственность, разрабатывается проект его реконструкции. Конечно же, Юрмальская дума могла бы в свое время ускорить процесс поиска решения проблемы с Каугурским торговым центром, но хорошо уже и то, что на, как вы говорите, руины, инвестор, в конце концов, найден.

Я рад бы обманываться, думая, что Юрмала — европейский курорт. Иначе считает автор следующего вопроса из Интернета: "Почему в Юрмале из крана течет ТАКАЯ МЕРЗКАЯ вода? От нее ВОНЯЕТ! Посуда вся ЧЕРНАЯ от какого-то странного налета. Когда будут очистные сооружения?"

- Проблема воды для города — давняя и больная. Мы сможем решить ее, только участвуя в проектах Евросоюза. Это касается и очистки воды, и очистных сооружений в Юрмале. На эти цели будут получены очень большие средства из структурных европейских фондов. Запущенное дело быстро не исправляется, надеюсь, что с водой и очисткой все станет в порядке к 2008-2009 годам.

Стало быть, и следующий созыв Юрмальской думы проблемы не решит?

- Думаю, что решит.

Из Юрмалы в Европу через бизнес

Вытаскиваю на свет божий из досье на вас вашу же собственную цитату времен, когда Александр Башарин только возглавил комитет по вопросам развития: ""Я оказался слаб в подковерной борьбе. Зато понял, что бизнесмены и социально незащищенные люди находятся в одинаковом положении — помощи городские власти, государство не оказывают им никакой". Теперь же вы — власть, и какую помощь бизнесмен-депутат Башарин оказывает коллегам-предпринимателям, чтобы Юрмала таки стала европейским курортом?

- Власть на то и существует, чтобы проблемы решать и искать общий язык с теми, кто готов потратить на это дело собственные средства. Именно предприниматели создают рабочие места и, тем самым, наполняют бюджет, развивают наш город. Мой принцип в депутатской работе — ни один бизнес-проект не оставлять без внимания, независимо от того, три рабочих места он создает или сто.

До последнего времени я с удивлением наблюдал, что бизнесмены просто боятся приходить в думу со своими предложениями. Причем, не приходили по одной причине — власть с ними начинала играть в футбол. Пока не удалось до конца переломить ситуацию, при которой предпринимательство существовало само по себе, а власть — сама по себе, потихоньку доверие бизнеса дума себе возвращает.

Пошто потихоньку-то?

- Особенность отнюдь не резиновой Юрмалы в том, что недвижимость в городе — чрезвычайно дорогая, и в каждом конкретном случае, когда мы рассматриваем проекты, необходимо искать компромисс между развитием бизнеса и окружающей средой. Ведь 60% Юрмалы — это лес и дюнная зона, поэтому одна из первостепенных задач, которую решает самоуправление при рассмотрении бизнес-предложений — насколько реален проект с точки зрения сохранения среды. Вписывается — зеленый свет.

И что по этим правилом реализуется хотя бы в нынешнем году?

- Автомойки, бензоколонки, детальное планирование объектов недвижимости, обустройство в Юрмале поля для игры в гольф, новые гостиницы, в т.ч. на улицах Конкордияс и Юрас.

В свое время, г-н Башарин, вы сетовали в прессе, что "потерян городской стадион "Яуниба" в Лиелупе, два школьных стадиона — в Каугури и в Дубулты, хотя можно было их сохранить, предложив владельцам земли варианты". Забудем при этом про пресловутые пионерские лагеря и летние дачи детских садов, где и теперь отдыхают дети, но только новых хозяев старой недвижимости. Европейский же курорт — это еще и место, где можно массово заниматься спортом. А как у вас в Юрмале?

- На мой взгляд, стадион в центральной части города, в Лиелупе, должен был оставаться, но что прежние власти Юрмалы сделали, то сделали. Сегодня городской стадион у нас в Слоке, территория для занятий спортом там достаточная, есть площадка для строительства многофункционального спортивного халла, в бюджете выделены средства для возведения зрительских трибун. Уже сегодня футбольная команда города собирает на свои игры по полторы тысячи болельщиков. Я же, как президент футбольного клуба, всячески поддерживал и поддерживаю приобщение мальчишек к футболу, создание спортивной футбольной школы.

Кроме того, в планах строительство футбольного поля у Лиелупской школы, началась реконструкция спортплощадок у школы в Пумпури. Конечно, для 55-тысячного населения Юрмалы спортивных объектов по-прежнему недостаточно

Вопрос из прямого эфира: "Стаж моей работы в курортной отрасли — 30 лет. Курорт разрушен. Где вы, депутаты, были раньше?"

- Что касается меня, то раньше депутатом я не был, а избираться пошел именно для того, чтобы участвовать в возрождении курорта. А может ли Юрмала стать курортом по европейскому счету? Я видел в мире много курортов, и знаю — потенциал у Юрмалы велик. Достаточно сравнить ее с нашим итальянским побратимом Террачино — там лишь 3 км пляжа. И итальянцы мне говорили: вы — богатые, у вас — 30 км пляжа. И мы, юрмальчане, подчас не замечаем это наше богатство, не ощущаем его.

Легко ли быть богатым?

Александр Петрович, ощутить себя богатым, пройдясь по песочку и поглядев на сосны — запросто! Но за все годы восстановленной независимости отцы города ничего не сделали практического, чтобы богатство в 30 км. пляжей было выложено золотыми слитками от прибыли, которую могла принести грамотно спланированная и реализованная курортная инфраструктура. Какая польза от богатства прибрежной полосы, если вкусить от нее по полной могут лишь владельцы шикарных вилл?

- Согласен с вами. Город зарабатывать деньги ДОЛЖЕН. Но что делать: лес вырубать, дюны застраивать ради прибыли? И дума подчас сама была виновата в том, что частный сектор проник в дюнную зону вместо того, чтобы рассмотреть возможности аккуратной для окружающей среды общественной застройки, приносящей большие деньги городу. И ведь не всегда надо что-то вырубать. Есть старые фундаменты, на которых стоят развалины. Их сносить надо и строить общественные объекты. Видимо, дело будущего.

Вопрос из Интернета: "В 90-году Народный фронт Латвии убеждал нас, что СССР не нужен, что мы проживем на одних туристах, которые хлынут в Юрмалу. Но будем смотреть правде в глаза — 95 % туристов составляли тогда именно советские туристы. Сейчас они не хотят сюда ехать. Сервиса нет, за отдых надо отдать дороже, чем в той же Турции, с визами одна морока. Что думает по этому поводу г-н Башарин?".

- Что тут думать — проблема с визами не решается годами. Если оперативно ею не заняться, то мы, как курорт Восточной Европы, можем потеряться. Если мои друзья из Москвы говорят, что не приедут ко мне, так как не хотят отмечаться в очереди за визами на 300 человек, то что же будет делать немосквич?

Цивилизован ли подход, при котором людей, желающим приехать на отдых в Латвию и оставить здесь деньги, маринуют в консульских очередях? На сколько же более европейская, чем мы, Турция, в которой оставь 20 долларов на границе, и въезжай в страну!? Примерно так же и в Литве.

И кто ж, кроме вас, депутатов Юрмальской думы, может растолковать МИДу Латвии, что юрмальские денежки уплывают вместе с курортниками в Палангу?

- Разобраться пора уже в этом году. И понять при этом, что для курорта все равно, откуда приезжают отдыхающие, с Запада ли, с Востока ли. По климату мы — близки к Швеции, но не видел я очередей у шведского посольства в Москве.

Г-н Башарин, вместе с мэром Юрмалы г-ном Юрисом Хлевицкисом и депутатом г-ном Леонидом Алкснисом составляете в думе города фракцию Первой партии. А что, слабо было бы инициировать принятие соответствующего решения самоуправления и убедить своих партайгеноссе в Сейме поставить вопрос в парламенте о въезде на курорт "неправильных" иностранцев?

- Мы это уже сделали. В начале курортного сезона за подписью мэра Юрмалы в высшие органы власти ушло письмо, надеюсь, что в течение ближайшего времени какое-то решение получим.

Вопрос из прямого эфира: "Курорт — это еще и торговля. Каковы перспективы строительства больших супермаркетов в городе, пока они есть лишь в Лиелупе и Каугури?"

- Курорт — это не обязательно скопище больших магазинов. Как раз необходимы в большом количестве сравнительно небольшие торговые точки, но с широким ассортиментом. Но если у вас есть конкретные предложения, приходите — обсудим.

Ангола, Танзания и Швейцария отдыхают

Европейские курорты у моря характерны еще и тем, что к воде выйти не противно. В нашем же случае характерен вот какой вопрос из Интернета: "Юрмала гордится своим пляжем. А гордиться-то нечем! Даже пляжи Анголы и Танзании чище. Почему никто не убирает пляж? Когда начнут работать специальные пескоочищающие машины, о покупке которых разговоры ведутся уже очень давно? Когда в дюнах будут построены нормальные туалеты? Ведь в эти сырые зловонные бетонные казематы, к которым приводят указатели Мэ и Жо, зайти без тошноспазма невозможно!"

- Ну, на счет Анголы и Танзании — это перебор. Не знаю, что имел в виду автор вопроса, говоря о пескоочищающей машине. Если речь идет о той, которая способна убирать окурки и камни, то одна такая в Юрмале есть, не хватает нее на всю полосу, но что имеет — то и имеем. И из городского бюджета на уборку пляжа выделяем столько средств, сколько можем. А песок у нас на пляже почище, чем в Ницце или, скажем, в Кабурге — сам видел. По туалетам возразить нечего. Они в аренде, и должны быть приведены в порядок. "Дурнопахнущие" вопросы Юрмальская дума отслеживает через свои коммунальные и другие службы, но не так эффективно, как хотелось бы.

Когда-то вы с горечью говорили в одном из интервью, что в Юрмальском самоуправлении работают 145 человек, а в мэрии 100-тысячного швейцарского города — 10. Может, одну десятую часть городских чиновников по графику ежедневно отправлять на учетно-контрольную работу в домики с двумя нулями, глядишь, после таких высоких визитов и арендаторы клозетов зашевелились бы?

- А что, хорошая идея! А заодно и на развалины, про которые их владельцы, как бы, забыли. А и то: собственнику в Америке как-то все равно, как выглядит Юрмала, зато он ждет роста цены на землю, чтобы руины перепродать.

Это, вроде как, житель Юрмалы Александр Башарин критикует депутата Юрмальской думы Александра Башарина? Да реально ли думцам обязать кого-то навести порядок?

- Только приступили к этой работе. Рулить городом — это не сидеть, сложа руки.

Вопрос из прямого эфира: "Можно только радоваться, слушая вас, как вы ратуете за строительство гостиниц. А если говорить о лечении, кто ж этим займется? Врачи из города уезжают, даже в Булдурской больнице медиков не хватает, система лечения развалена. А реабилитационный центр для диабетиков, в котором занимались больными детишками? Закрыт, переведен куда-то. А когда настроите отелей, нехватку врачей опять спишите на Советский союз?"

- Кто бы спорил, что диабет — большая проблема! Конечно же, лечить его в Юрмале надо. И санаторно-курортное лечение также развивать надо. Поэтому в ближайшее время и откроем учебное заведение, которое станет готовить санаторно-курортных специалистов. Пока же никуда не деться: медицинские специалисты, впрочем, как и любые другие специалисты профессионально мигрируют туда, где более выгодные условия работы. Юрмала пока эти похвастаться не может. Но вновь повторю: я — оптимист, и работаю над тем, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Модернизация центра "Яункемери" и лечебная база комплекса "Кемпиньски" — одни из первых ласточек.

Вопрос из прямого эфира: "Когда мэром Юрмалы был ваш товарищ по партии г-н Алкснис, усиленно продавливалась идея присоединения города к Риге. А как сегодня, собирается ли Юрмальская дума слиться в совместном экстазе с Рижской?"

- Сливаться с Ригой Юрмала не хочет, между городами есть четкая граница, она и останется. И то, что Рига растет в сторону Юрмалы, не означает, что города соединятся. При этом Юрмала с Ригой активно работает в Ассоциации больших городов Латвии.

Любителям джаза, танцев и собачек

Александр Петрович, в Европе курорт характеризуется еще и тем, что любители собак, выгуливая питомцев, непременно имеют при себе спецсовочек со спецщеточкой и спецпакетиком на предмет уборки продуктов собачьей жизнедеятельности, появляющихся на свет в спецслучаях. Стоило думе Юрмалы запретить выгул собак на пляже, как к вам вопрос из Интернета: "Что-то не видно, чтобы активно боролись с выгулом собак на пляже. Поэтому, не вывесить ли на видных местах номера телефонов, куда можно "стучать", так как это — единственный метод убрать собак с пляжа?"

- Да, с собаками вход на пляж запрещен .За выполнением этого решения следит муниципальная полиция, но, конечно же, к каждой собаке полицейского не приставишь, и на "стук" по каждому барбосу тоже не отреагируешь. Все дело в сознательности владельцев собак, в том, как их владельцы относятся к чистоте города, пляжа.

Вот в прошлую субботу поддался я рекламе, заплатил свою кровную пятерочку, чтобы ночью насладиться в "Дзинтари" джазом. Да слушать пришлось среднего уровня рок в исполнении литовской группы. Фактически меня обманули, на европейском курорте извинились бы и деньги вернули, у нас — шиш. Кроме того, на европейских курортах есть, где потанцевать и тем, кому за… А у нас?

- О замене джаза роком ничего сказать не могу — не слышал. А для тех, кому за…, есть, где в Юрмале потанцевать. Могу посоветовать Дзинтари, где напротив вокзала работает танцевальный клуб.

Итак, Александр Петрович: Юрмальский курорт — далеко ли до Европы, если считать в годах?

- Да простят мне мой юрмальский патриотизм, Юрмала уже сегодня европейский курорт. Курорты бывают разными, наш — такой, какой есть, и с каждым годом будет становиться все лучше.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !