Страна в нищете

"Избирательные участки, которые мы посетили, оказались едва ли не самыми удаленными от Тбилиси из всех, проверенных иностранными наблюдателями, — вспоминает Клементьев. — При этом была масса регионов, куда наблюдатели попросту не поехали, поскольку власти не гарантировали там их безопасность.

Хотя, по сути, грузинские власти не могли обеспечить порядок во время выборов даже в столице… Вот, например, картинка из жизни современного Тбилиси: в центре города стоит высотное здание гостиницы, которое со времен гражданской войны 1994 года заселено беженцами. Они поселились там самовольно.

Разумеется, за проживание постояльцы не платят. Из 4,5-миллионного населения страны, по оценкам экспертов, примерно миллион — беженцы. В Грузии катастрофическая пропасть между социальными слоями населения. А уровень цен в Тбилиси сопоставим с рижским.

Так, например, бутылка хорошего грузинского вина там стоит столько же, сколько в Латвии, 7-8 латов. Квартира в центре Тбилиси стоит столько же, сколько в центре Риги. Обед в ресторане — тоже. При этом средняя пенсия меньше 5 латов. В стране почти нет среднего класса — либо богачи, либо нищие или почти нищие люди. Эксперты утверждают, что теневая экономика Грузии составляет 90 процентов. Легален только государственный сектор. Примерно половина населения страны существует за счет родственников, живущих за границей".

Выборы в анархии

Город, избирательные участки которого инспектировали латвийские представители, называется Гордабани. Он находится в 80 км от Тбилиси и в 15 км от границы с Азербайджаном. "Наш путь проходил через бывший главный индустриальный город Грузии — Рустави. Картина — ужасающая. Все заводы заброшены. Кстати, в этом городе исполнилось предостережение МВД Грузии о возможных провокациях.

На участках были попытки организовать побоища, а полиция задержала группу людей с большим количеством взрывчатки. В городе Гордабани мы обнаружили множество нарушений на участках. Местами не были опечатаны должным образом урны, где-то не было кабинок, где избиратель мог бы в одиночестве заполнить анкеты, и т.д. Я считаю, что власти просто не были готовы к проведению выборов. Работники избирательных участков не виноваты — их просто не научили, как надо работать… Мне не верилось, что школы, в которых были расположены участки, посещают дети. Разруха страшнейшая. В Доме культуры вместо стекол в окна вставлена фанера…"

На распутье

Со спикером грузинского парламента и нынешней главой страны Нино Бурджанадзе латвийские депутаты познакомились на Парламентской ассамблее ОБСЕ. Наша страна поддержала кандидатуру Бурджанадзе на должность вице-спикера ОБСЕ, в итоге она и была избрана. В свою очередь в Сейме была создана группа по сотрудничеству с Грузией, которую возглавил Андрей Клементьев. "Бурджанадзе сейчас является лучшим политиком в Грузии. Она полна решимости навести порядок в стране и наладить международные связи. Тревожно, что громадную популярность набирает лидер оппозиции Михаил Саакашвили — он возглавляет партию националистического толка.

Это его флаги — белые с синим крестом — мелькают на всех демонстрациях оппозиции. Если он в итоге придет к власти, боюсь, страну ждет международная изоляция. С того момента, как Шеварднадзе ушел в отставку, парламент должен в течение 45 дней назначить новые президентские выборы. Я считаю, было бы идеально, чтобы нынешние политики проработали год в парламенте, чтобы народ смог разобраться, кто есть кто, а потом сделать выбор. Саакашвили набрал популярность только благодаря популистским лозунгам".

Четыре проблемы

Андрей Клементьев уверен, что у Грузии сейчас четыре основные проблемы. Первая — отсутствие четких ориентиров во внешней политике. Евросоюз готов поддержать движение этой страны в сторону ЕС, Латвия со своей стороны может помочь Грузии в работе над законами, однако страну раздирают политические противоречия. Вторая — территориальная целостность. К примеру, Аджария уже давно не отчисляет налоги в госбюджет, а ее руководство настаивает на статусе особой экономической зоны. Третья проблема — влияние мусульманского мира на христианскую страну.

В нынешней ситуации Турция неизбежно будет стараться усилить свои позиции в Грузии. Четвертая проблема — крайняя нищета. Страна с населением в 4,5 млн. человек имеет бюджет в 1,5 млрд. латов, в то время как бюджет Латвии с населением в 2,5 миллиона составляет 1,8 млрд. латов. "На мой взгляд, из всего политического спектра Грузии решение этих проблем по силам только Бурджанадзе. И то — при поддержке извне", — подытожил депутат.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!